«…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом» Л.С.Выготский. С момента создания Ирбитской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) прошло 10 лет. Сюда обращаются родители и педагоги девяти территорий Восточного управленческого округа определить причины неуспеваемости ребёнка, получить квалифицированную консультацию по преодолению дефектов речевого недоразви-тия, разрешить конфликтную ситуацию между подростками и родителями, семьёй и школой. Главными проблемами в организации образования детей с отклонениями в развитии сегодня остаются невыполнение рекомендаций комиссии и позднее выявление отклонений в развитии детей. К сожалению, не все родители понимают, что в случае отказа от выполнения рекомендаций ПМПК они берут на себя ответственность за качество получения образования своего ребёнка. Чаще всего причинами нарушений в познавательной деятельности являются биологические причины – органическое поражение головного мозга ребёнка во внутриутробном развитии, во время родов или в первые годы жизни ребёнка. Преодоление дефекта возможно, но не всегда. Оставляя своего ребёнка в массовой школе, родители сами нарушают его право на доступное образование, к первичному дефекту наслаиваются вторичные и третичные отклонения. Это выражается в том, что дети, неспособные усваивать недоступный учебный материал, просто уходят из школы «на улицу». Вторая нерешённая проблема – поздняя диагностика отклонений в развитии детей. Суть в том, что по разным причинам родители обращаются за обследованием в поздние сроки – в конце 3,4,5 класса и позднее. Статистика обследований, которая ведётся специалистами комиссии, свидетельствует о том, что в специальные (коррекционные) школы последние 3-5 лет направляются дети даже в 7, 8 и даже 9 класс. В этом возрасте наиболее благоприятное время для коррекционной работы уже упущено, поведенческие отклонения нарастают. Адаптация вновь прибывших детей к новому образовательному учреждению затруднена и протекает болезненно как для самих детей, так и для детских коллективов, в которые они вливаются. Об этом и других трудностях в работе педагогов шёл разговор 23 марта 2010 года на семинарах-практикумах, на которые в этом учебном году в третий раз приглашали к себе специалисты Ирбитской психолого-медико-педагогической комиссии. Сегодня это не только центр диагностики интеллектуального развития детей от рождения до 18 лет, но и методический центр для педагогов дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ. Сейчас весна, а значит учителя скоро начнут подводить итоги очередного учебного года. Хочется пожелать родителям своевременно прислушаться к совету учителей, и обратиться в ТПМПК за консультацией или обследованием своего ребёнка с целью определения для него подходящей программы обучения. С 1 октября 2009 года Ирбитская ТПМПК работает на базе Ирбитской специальной (коррекционной) школы по адресу: Свердловская область, г.Ирбит, ул. Елизарьевых, д. 31. Обследование и консультации осуществляются по предва-рительной записи по телефону 8 (343) 55-3-62-70. Т. Рычкова, председатель ТПМПК.
|