Пятница, 29.03.2024, 13:12

Интернет-газета

"ЗНАМЯ ТРУДА"

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Ссылки

Тугулымская средняя общеобразовательная школа

Официальный сайт Тугулымского городского округа

Тугулымская районная территориальная избирательная комиссия
Поиск
Связаться с нами:
Адрес:
623650, Свердловская область, п. Тугулым, пл. 50 лет Октября, 1.
Телефоны:
8 (34367) 22-3-10 (редактор, приёмная, факс);
8 (34367) 2-17-36 (бухгалтерия);
8 (34367) 2-17-31 (корреспонденты);
8 (34367) 22-5-54 (корреспонденты).
E-mail: tugulym@mail.ru
Статистика
Главная » 2021 » Июнь » 10 » Застывший на взлёте
11:58
Застывший на взлёте

В июне 2020 года председатель Тугулымского районного общества краеведов Леонид Тимофеевич Поротников предложил мне написать статью об установленном самолете-памятнике в сквере на улице Октябрьская в Тугулыме.
Предвосхищая множество вопросов, о том, откуда, как и в связи с чем у нас появился этот самолет, начну все-же издалека. Сколько себя помню, я хотел быть летчиком. Откуда это желание взялось и чем оно обусловлено, объяснить не могу. Желание впоследствии только усилилось, когда в пионерском лагере я впервые увидел, как лихо летали авиамодели, управляемые пацанами под руководством Александра Васильевича Колмогорова. Не могу объяснить, почему запах сгоревшего в двигателе керосина меня просто дурманит. Находясь рядом с восстанавливаемым самолетом, я просто физически ощущал его запах. Здоровья стать летчиком мне не хватило, а желание быть им так и осталось жить со мной. Поэтому, когда замаячила возможность заполучить самолет, ухватился за нее. Я не отношусь к самолету как к диковинке, если бы это было так, он бы просто к нам не попал. Я просто его люблю, если это чувство может быть применимо к самолету. Хочется рассказать, не упустив ничего и никого, потому что самолет не упал к нам с «неба» и достался он нам ох как не просто, как и его дорога к вечной стоянке.
Будучи районным военным комиссаром, совместно с отделом по делам молодежи администрации района под руководством Ольги Владимировны Шилковой, мы проводили для школьников старших классов оборонно-спортивный оздоровительный лагерь «Цель» при войсковой части 18270, расположенной в Ертарском. Вот там-то я и увидел самолет, который сейчас установлен в нашем поселке. Несколько лет я просил командира части Андрея Геннадьевича Старикова подарить его нам, но он сам хотел установить его около КПП (контрольно-пропускного пункта). По какой-то причине этого не случилось, и самолет был подарен мне на моё увольнение из армии. Глава Тугулыма Владимир Александрович Силиванов поддержал идею установки самолета в посёлке и организовал его доставку на территорию МУП «Автоперевозки».
Ну, а сейчас о самолете.
Аэро Л-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) – чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом. Л-29 относится к первому поколению реактивных учебно-тренировочных само- лётов (УТС), которое возникло в связи с массовым переходом на сверхзвуковые реактивные самолёты в середине 1950-х годов.
Разработка Л-29 была начата в 1955 году в инициативном порядке группой единомышленников во главе со Зденеком Рубличем, руководителем одного из отделов Исследовательского-испытательного лётного института Чехословакии. Ближайшим помощником З. Рублича стал Карел Томаш, имевший большой опыт в создании учебно-тренировочных самолётов. Расчёты аэродинамики проводили Йозеф Хошек и Ян Глава. В начале 1960-х годов, после ухода на пенсию Рублича и Томаша, ведущим конструктором Л-29 стал Ян Влчек.
Весной 1959 года был закончен первый летающий прототип Л-29 (XL-29), который совершил первый полёт 5 апреля 1959 года под управлением лётчика-испытателя Рудольфа Духона. Прототип, в связи с незаконченными испытаниями чехословацкого двигателя разработки предприятия Моторлёт, был оснащён британским Bristol Siddeley Viper Mk.20 с тягой 795 кг. Второй прототип, поднявшийся в воздух в июле 1960 года, был оснащён штатным чехословацким двигателем Моторлёт М-701, представляющим собой модификацию советского двигателя РД-45Ф. Именно тогда этому Л-29, а в дальнейшем, и всем самолетам данного типа, дали красивое название «Дельфин».
В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС (учебно тренировочного самолета) стран Варшавского Договора. Решение на разработку единого УТС было вызвано, не в последнюю очередь, желанием консолидировать молодые социалистические страны, которые состояли в Совете Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В конкурсе участвовали советский Як-30, чехословацкий Л-29 «Дельфин» и польский ТС-11 «Искра». Конкурс был проведён в 1961 году, после того как совершили свои первые полёты советский Як-30 (20 мая 1960 года) и польский ТС-11 «Искра» (5 февраля 1960 года). К моменту проведения конкурса Л-29 летал уже около года и на конкурс была отправлена его улучшенная версия Л-29А ОК-02.
С августа по сентябрь 1961 года на подмосковном аэродроме Монино под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Ю.А. Антипова состоялись сравнительно-испытательные полёты Як-30, ТС-11 «Искра» и Л-29. По результатам конкурса лучшим по большинству параметров был признан «Дельфин». К числу главных преимуществ чехословацкого УТС относились надежность, простота в обслуживании, технологичность и низкая цена. Як-30, имея соизмеримую тягу двигателя, был более чем на 1000 кг легче и показал лучшие лётные характеристики, но не был способен нести вооружение и представлял из себя больше спортивный самолёт, а не учебно-тренировочный самолёт для подготовки курсантов. Польский УТС ТС-11 «Искра» проиграл «Дельфину» и Як-30 по большинству параметров. Победа Л-29 в конкурсе на единый УТС стран ОВД означала мировое признание первого чехословацкого реактивного самолёта и обеспечила тысячи специалистов высококвалифицированной работой на долгое время.
В конце 1961 года началось серийное производство Л-29 на машиностроительном предприятии «Взлёт», которое впоследствии было переименовано в Среднечешский машиностроительный завод, а ещё позже – «Красный Летов». На Среднечешском авиазаводе в Водоходах (народном предприятии «Аэро Водоходы») и народном предприятии «Лет» в Угерске-Градиште и Куновицах (с 1963 года) проходила финальная сборка, в то время как производство комплектующих и агрегатов происходило на большом количестве средних и малых предприятий по всей Чехословакии.
В 1964 году на Международной машиностроительной ярмарке в Брно Л-29 был удостоен золотой медали. В 1965 и 1967 годах он был успешно представлен на Международном Парижском аэросалоне в Ле-Бурже.
Всего за годы серийного производства, с 1961 по 1974 год, было построено 3665 Л-29. Приобретено Советским Союзом около 3000 самолетов.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с тандемной кабиной для экипажа (двухместный), где место инструктора расположено сзади и чуть выше места пилота, с убираемым шасси, Т-образным хвостом и прямым крылом. Главными преимуществами самолета было наличие мощного двигателя и небольшого давления при взлете, что позволяло его использовать с неподготовленных, песчаных и болотистых взлетных полос, в варианте как УТС, так и легкого штурмовика. Самолёт учебный, тренировочный, можно сказать учебно-боевой. Мог нести и сбрасывать бомбы 2 штуки по 100 килограмм или два блока УБ4 по 4 неуправляемых ракеты С5 в каждом блоке. Имел фотокинопулемёт для фиксации стрельбы по воздушным и наземным целям.
Конструкция Л-29 была весьма прогрессивной для того времени, хотя кое-что позаимствовали и от производившихся в ЧССР CS-102 (лицензионных МиГ-15УТИ). Так, фюзеляж, как и у МиГа, был составной, за крылом он мог расстыковываться, при этом заднюю часть можно было откатить в сторону на специальной тележке для доступа к двигателю. Шасси, гидро- и пневмосистемы во многом напоминали МиГовские.
Тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1963
Размах крыла - 10,29 м
Длина самолета - 10,81 м
Высота самолета - 3,13 м
Площадь крыла - 19,8 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2280
- нормальная взлетная - 3280
- максимальная взлетная - 3540
Топливо, л
- основной бак – 1050 л.
- подвесные баки - 2 х 150 л.
Тип двигателя - 1 ТРД Motorlet М.701
Тяга нефорсированная - 1 х 890 кгс
Максимальная скорость, км/ч.
- на высоте 5000 м - 655
- на уровне моря - 615
Крейсерская скорость, км/ч.
- на высоте 5000 м - 545
- на уровне моря - 525
Практическая дальность - 894 км
Боевой радиус действия - 640 км
Продолжительность полета - 2,30 ч. мин.
Максимальная скороподъемность - 840 м/мин.
Практический потолок - 11000 м
Экипаж - 2 чел.
Л-29 использовался почти во всех авиационных училищах Советского Союза, так же он широко использовался в аэроклубах ДОСААФ. Таким образом, Л-29 «Дельфин» дал путевку в небо девяноста процентам советских летчиков. Ни один самолет в мире не может похвастаться таким количеством подготовленных на нем летчиков, как этот. По отзывам обучавшихся курсантов, этот самолет оставил самые благоприятные впечатления. Он был неприхотливой машиной, многое прощавшей при пилотировании, как ошибки, так воздушное хулиганство и баловство. При небольшой стоимости, УТС L-29 «Дельфин» отличался простотой и надежностью конструкции. Сейчас многие летчики с теплотой вспоминают эту «воздушную парту». Курсант совершал свой первый самостоятельный полёт на «Дельфине» всего лишь после 13 часов полёта с инструктором.
Летчики очень тепло отзывались о самолете и считали его своим родным: «Летал на многих самолетах, но свой первый самолет Л-29 не забыть никогда, это как самая любимая игрушка из детства, первый небесный трехколесный велосипед, с которого невозможно было упасть. Отличный самолет, а главное ПЕРВЫЙ!!!». «Л-29, по-моему, заслуживает золотого памятника. Сколько его, бедного, об землю нашу грешную бросали – все прощал!». О самолете было написано много песен и множество стихов, серьезных и шуточных.
Самолет появился, стали искать место, где его установить. Была идея поставить самолет с правой стороны памятника (если стоять к нему лицом), и подсветить памятник прожекторами самолета, но там стоит трансформатор, который мешал установить самолет, а убрать его не представлялось возможным. Рассматривался вариант установки самолета, танка и пушки с левой стороны перед памятником, но определенная группа людей высказалась резко против размещения «кладбища» списанной техники. Главой района Валерием Геннадьевичем Кудиным были приглашены специалисты из Тюмени для создания проекта реконструкции площади. Идею поставить самолет рядом с памятником они сразу отвергли по причине того, что самолет, поднятый над землей, будет значительно выше памятника и тот просто потеряется и перестанет быть ключевым элементом площади. Доводы были разумны и убедительны. Проект был составлен, но место самолету там определили около библиотеки, что было, на наш взгляд, совсем не логично. Учитывая то, что проект по многим параметрам не совсем отвечал нашему видению, от его реализации отказались.
После того, как самолет был привезен в МУП «Автоперевозки», его слегка подреставрировали, закрыв большинство технологических отверстий, но оставалось еще много недоделок, не хватало закрылков и много чего другого.  С Александром Павловичем Савельевым мы выезжали в Тюменский клуб ДОСААФ, встречались с руководством и женщиной-летчиком (фамилию, к сожалению, я забыл), мастером спорта международного класса, которая, кстати, совершала фигуры высшего пилотажа на Л-29 и приглашала нас на аэродром в Ялуторовск, где, по её словам, стояло несколько списанных Л-29 и можно было договориться взять недостающее. Но что-то у нас не получилось, мы так туда и не съездили. Но выезжали в Курганскую область на полигон Сафакулево, куда из Ертарского перевелся командиром А.Г. Стариков, и где тоже стоял списанный Л-29. Но состояние его было даже хуже, чем у нашего, привезти оттуда получилось немногое. А самолет продолжил стоять и ждать своего звездного часа.
Весной 2020 года свою помощь по установке самолета предложил Рамис Мехти Оглы Искендеров. Было рассмотрено несколько мест установки самолета. Окончательным местом был определен сквер напротив института (филиал ФИПС). Дело сдвинулось, и с началом теплых дней началась работа по восстановлению самолета. ООО «СтройТрансСервис» были выделены два человека – Юрий Николаев и Анатолий Ситников – и работа закипела. Постепенно самолет начал приобретать знакомые очертания. Большую помощь оказывал Никита Екимов, он доставал листовой алюминий, покупал в огромных количествах заклепки и другой необходимый для восстановления материал. Порой приходилось задействовать практически весь коллектив предприятия, чтобы поднятый краном для примерки самолет удержать стропами от набегающих порывов ветра. Было проведено много другой работы, необходимой для восстановления и установки, но оставшейся «за кадром» для большинства окружающих. Наконец, в июне 2020 года, самолет обрел своё последнее пристанище. Торжественного открытия не получилось по причине запрета проведения массовых мероприятий в связи с коронавирусом. Резонно, что у большин- ства населения возникло много вопросов: что это за самолет, откуда он взялся и в связи с чем установлен. Самолет установлен в честь летчиков Тугулымского района. Этим мы отдаем должное летчикам времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода, летавшим, летающим и, которым еще предстоит летать. Возможно, кому-то именно этот самолет даст путевку в небо, как авиамодельный кружок Дома пионеров для А.Б.  Халтурина, С.Л. Нелюбина и многим, многим другим. Хочется, чтобы для маленьких тугулымцев это было местом проведения экскурсий наряду с «Аллеей памяти и славы», в ходе которых детям рассказывали бы о богатой истории района, героическом прошлом их земляков. Чтобы с малых лет прививалась детям любовь к малой родине, чувство гордости и ответственности за неё.
Хочется сказать огромное спасибо директорам МУП «Автоперевозки» – А.А. Мысик, В.В. Лежнину, А.А. Исаеву, А.С. Дикович, предоставившим временное место для самолета, а также С.И. Сутягину, В.К. Молоткурову и многим другим работникам предприятия, которые помогли сохранить самолет. Благодар- ность и работникам ООО «СтройТрансСервис» Никите Екимову, Юрию Николаеву, Анатолию Ситникову, всем, кто был задействован в восстановлении и установке самолета.                                                           
Отдельную благодарность от неравнодушных жителей поселка хочется выразить Рамису Мехти Оглы Искендерову, благодаря которому появилась возможность восстановления и установки самолета в самое кратчайшее время.
Для того, чтобы самолет летал, нужны пилоты, штурманы, бортинженеры и другие специалисты. Это в воздухе. А на земле необходимы техники, заправщики, специалисты аэродромной службы и т.д. Перечислить всех не представляется возможным, да и вряд ли это нужно в данной статье. Поэтому, когда мы говорим о летчиках, мы подразумеваем всех специалистов, без труда которых дорога в небо для самолетов была бы закрыта.
В настоящее время ведется сбор данных о летчиках, штурманах и воздушных стрелках участниках войны. На сегодня нам известны:
1. Бабкин Борис Степанович – штурман корабля Ил-4, т.1 с. 367
2. Фадюшин Степан Николаевич –  воздушный стрелок ЛИ-2, т.1 с.365
3. Чикаш Виталий Андреевич – штурман корабля Ил-4, т.1 с.371
4. Дубских Иван Тимофеевич – штурман корабля Ил-4, т.1 с.371
5. Коровин Виктор Константинович –  летчик
6. Вяткин Михаил Александрович – воздушный стрелок, т.1 с.218
7. Слатвицких Афонасий Николаевич – летчик ИЛ-2, т.1 с.224
8. Лазутин Александр Васильевич, т.1 с. 232
9. Волошин Алексей Филиппович –  летчик, т.1 с. 403
10. Пшеничников Владимир Матвеевич – воздушный стрелок
11. Барсуков Евстафий Калистратович – штурман корабля Ил-4
12.  Моисеенко Леонид Георгиевич – штурман корабля Ил-4
13. Ермолин Федор Филиппович - командир эскадрильи, т-2 стр.91
(Данные о них имеются в книге «Тугулымцы в годы войны»).

Ведется так же сбор данных о наших земляках летчиках, штурманах, техниках, других специалистах уже послевоенного времени. Сегодня нам известны: летчики – Халтурин Андрей Брониславович, Зобнин Михаил Александрович, Трошков Юрий Николаевич, Король Алексей Алексеевич, Соколов Юрий Викторович; штурманы – Багров Анатолий Владимирович, Артёменко Игорь Владимирович; специалисты инженерно-технической службы – Коробченко Сергей Владимирович, Нелюбин Сергей Леонидович, Катаев Михаил Юрьевич, Фатеев Юрий Сергеевич.
Конечно, ни первый, ни второй список не полный. Мы продолжаем работу по сбору данных. Если кто-то имеет родственников или знакомых из числа вышеперечисленных, просим предоставить информацию по тел. 8-922-61-08-422 (Олег Николаевич).

Р.S.  Не хотел писать об этом, но несправедливая, на мой взгляд, критика сидит занозой и требует выхода.
Однажды, восстанавливая самолет, я услышал злую реплику. «Придумал ерунду – самолет, более заслуживает установка трактора в качестве памятника. И танкистов у нас было больше, чем летчиков».
Не спорю. Могу только сказать, что в книге «Тугулымцы в годы войны» мы постарались отдать дань уважения летчикам и танкистам, связистам и артиллеристам, морякам и пехотинцам, специалистам других родов войск.
Если бы на территории Луговского завода (бывших Пышминских АТРМ), давших в годы войны немало механиков-водителей танков, внесшего значительный вклад в развитие поселка в послевоенный период, дававшего в период своего расцвета почти 1000 рабочих мест, был установлен трактор в честь участников Великой Отечественной войны и всех работавших на этом предприятии, я бы такую инициативу только приветствовал и помог, чем мог. Кстати, Василий Павлович Шерстянников, механик-водитель танка Т-34, представленный к званию Героя Советского Союза и получивший орден Ленина, был призван на войну именно с АТРМ. И это единственный танкист нашего района, удостоенный такой высокой награды.
Были критики и другого рода. «Вместо того, чтобы самолет ставить, лучше бы дороги в поселке сделали». Пути самолета и наши дороги вряд ли когда пересекались и пересекутся. И любому здравомыслящему человеку понятно, что деньгами, потраченными на установку самолета нельзя решить проблему дорог поселка.  
Претензии к чешским корням самолета тоже являются беспочвенными. Человек, внимательно прочитавший данную статью, наверняка об этом говорить уже не будет.                                               
Сейчас стало «модно» критиковать всех и вся, а так хочется, чтобы энергия, потраченная на это, была направлена в русло созидания. А нарастающую в головах многих тенденцию, что кто-то должен, но не я, пора менять. Никто нам в районе не сделает нашу жизнь лучше. Это дело нас самих, дело каждого.
А самолет, устремленный ввысь в «огромное небо», единственное предназначение которого летать, оставил за собой распри, кривотолки и житейскую суету, как убегающий и растворяющийся за ним след реактивного двигателя.
 Олег Онищенко,
член Тугулымского
районного совета краеведов.

 

Категория: История. Память. Общество. Человек. | Просмотров: 205 | Добавил: znamitruda | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Герб

Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Категории раздела
Выборы [81]
Актуально [133]
Из почты редакции [349]
Поздравляем [405]
История. Память. Общество. Человек. [158]
Благодарность в конверте [56]
Официально [513]
Разные стороны нашей жизни [1693]
Великой Победе посвящается [56]
Есть проблема [16]
Читатель-газета-читатель [90]
Литературная страница [34]
В кругу семьи [37]
Правоохранительные органы [292]
Спорт [171]
Медицина и здоровье [93]
Образование [53]
Дети, о детях, для детей [47]
Конкурс "Иду тропинкою лесной" [12]
Областные новости [45]
Юбилей Тугулымского района [43]
Информируют службы района [128]
В администрации округа [5]
Новости учреждений культуры [73]
Сельское хозяйство [19]
Духовность [3]
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz