Пост – время духовной радости Весна – увеличивается день, готовится к пробуждению природа. Люди наших сёл и деревень строят планы на весну, предстоит много работы, а пока… Церковь предлагает провести весенний пост, чтобы набраться сил, получить Божие благословение на весь год. Ведь существует твёрдое поверье, что если Бог прогневается окончательно на нас, грешных, то на Пасху не сойдёт благодатный огонь, который чудесным образом зажигает свечи в руках Иерусалимского патриарха и тысяч паломников каждый год у Гроба Господня. И тогда люди узнают, что конец близок. Этот весенний пост перед Пасхой называется Великим, потому что он продолжается целых 7 недель – шесть недель поста и Страстная неделя, которая отличается особой строгостью и продолжительностью богослужений, на которых положено прочитать все четыре евангелия. Кстати, за шесть предыдущих недель верующим предлагается несколько раз прочесть всю псалтырь, а это 150 псалмов великого пророка Давида. Каждый год верующие проводят первую неделю поста в ежедневных молитвах в храме и в строгом посте. Не исключением явился и нынешний пост. Из дальних улиц, со всех концов посёлка Луговской идут бабушки каждый день на молитву в храм. И хотя их не так много – около двух десятков, – но есть слова Господа, что даже где двое, или трое собраны во имя Его, там и Он посреди них. Особый труд и ответственность ложится на членов клира - чтецов и певцов. Но это еще и почетный и благодатный труд. В нашем храме сложился прекрасный хор ещё со времён первого настоятеля А.А. Южанина, который сейчас служит в тугулымской церкви. Это наша «троица»: Ираида Семеновна Чеснова, Ольга Ивановна Неупокоева и Агриппина Михайловна Сотова. Им помогает молодая учительница воскресной школы Екатерина Дёмина. Катя пришла к нам около двух лет назад, выучилась читать на церковно-славянском, отучилась заочно целый год на курсах преподавателей церковно-приходских школ в Екатеринбурге. Неслучайно я пишу о людях, которые своим трудом дают возможность жить церкви полноценной богослужебной жизнью. Пост без молитвы – диета. Молитва церковная особо ценна пред Богом. Поэтому участие в регулярном богослужении в храме – это непременное условие правильного проведения поста. Ведь только в храме мы можем приступить к великим таинствам крещения, причащения, покаяния, брака, елеосвящения (соборования). Крещение открывает нам путь к Богу. Причастие соединяет нас с Творцом. Покаяние восставляет нас после грехопадений. Таинство брака (венчание) освящает супружеские отношения и рождение детей. В елеосвящении подается помощь свыше для исцеления душевных и телесных недугов, прощение забытых грехов. Вот какое большое значение имеют церковные таинства. В течение Великого Поста все верующие приступают к елеосвящению (соборованию), несколько раз причащаются и исповедаются. А вот свадьбы, весёлые зрелища запрещаются как несовместимые с покаянным и молитвенным духом поста. Даже поминовения усопших проводятся только в установленные дни – 2-ю, 3-ю, 4-ю субботу Великого Поста. Эти субботы называются родительскими. После 4-й субботы усопших поминают только во вторник после Светлой недели. Такой порядок установлен церковью для того, чтобы оградить нас от излишнего беспокойства о поминальных трапезах, что может отвлечь нас от поста и подготовки к величайшему празднику Пасхи. Ещё одним признаком истинного поста является милосердие. Как пост без молитвы является лишь бесполезной диетой, так и наши молитвы Бог не услышит, если в нашем сердце будет гнездиться ненависть, зависть, вражда. В священном писании сказано: прежде чем принести жертву Богу, пойди прежде примирись с братом, а уже потом иди в храм на молитву. То есть дела милосердия ценнее пред Богом наших постов и молитв, так как Бог прощает только того, кто сам умеет прощать. Так же Господь помогает тем, кто сам неравнодушен к чужой беде. Но это не значит, что не обязательно соблюдать пост и не нужно молиться, а делать только добрые дела. Так считают только сектанты. Православие учит, что необходимо и то и другое. Пост необходим нам, чтобы укрепить волю, подчинить плоть духу. Пост приятен Богу как жертва за наши грехи. Достаточно вспомнить древний город Ниневию, которую Бог помиловал благодаря проповеди пророка Ионы. Жители этого города были очень злы, но они испугались гнева Божия и наложили на себя пост. Через сорок дней они узнали через пророка, что Господь дарует им жизнь. Иона даже был расстроен, что Бог не выполнил его (Ионы) предсказание. Но мы так же знаем о гибели городов Содома и Гоморры, жители которых оказались недостойны милости за тяжкие грехи. Итак: доброе сердце, воздержание чувств, языка и ежедневную молитву нужно стараться держать нам, чтобы достойно провести пост. Призываю на всех благословение Божие, желаю успешного подвига поста и радостной встречи Воскресшего Христа! Александр БАБУШКИН, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы, п. Луговской.
Вера жива! Было ясное солнечное утро, немножко морозное, как это обычно бывает в марте. Легкий туман спустился на Тугулым, и эта тонкая дымка как будто придавала наступившему дню особого волшебства. А чудо, и вправду, наступило. Именно в этот день крестным ходом в наш поселок прибыла Табынская икона Божией Матери. Впервые она явилась людям в конце 16 века на большом камне в тени огромного дерева. С тех пор история поражает и удивляет произошедшими с иконой чудесами. Именно поэтому крестный ход с Табынской иконой Божией Матери является самым продолжительным крестным ходом в истории России. Во время прохождения крестного хода останавливались эпидемии, чумы и холеры, прекращались засухи и пожары, люди получали исцеления от различных болезней, а колдуны и бесноватые начинали мучиться. На местах остановок крестного хода вдруг появлялись целебные источники. Неудивительно поэтому, что встретить Табынскую икону Божией Матери в Тугулыме пришло так много народу. Люди шли по улицам поселка, славя Господа нашего Иисуса Христа, и звуки песни Божией разносились по округе, и многие, услышав и увидев это, присоединялись к крестному ходу, а за людьми следовала все растущая колонна машин. Перед церковью крестный ход встречали прихожане, они прошли под чудотворною иконою с надеждой, что на них спустится благодать. Дети и старики, мужчины и женщины – воистину не было здесь ни пола, ни возраста, все люди, стремясь взорами к лику иконы, душою своею как будто видели нечто большое, светлое, чистое, и в помыслах своих они просили у Бога за себя и своих близких. И был день, и была ночь, и не иссякал людской поток, желающий поклониться христианской святыне. Двери храма были открыты круглые сутки. Люди шли, ставили свечи, молились, и в этой вере было их спасение от недугов духовных и телесных. Ведь в нашей жизни самое главное – это бескорыстная и искренняя вера в Бога, ибо только она учит нас жить в любви и согласии, ибо только она успокаивает и умиротворяет душу, ибо только она путеводной звездой ведет нас по тернистой жизненной дороге. Мария СЕРОВА.
Благое дело в руки шло, но… Утро 10 марта 2012 года. У православных христиан Тугулыма великий праздник – прибытие казачьего Крестного хода с Табынской чудотворной иконой Божией Матери. Главной задачей казачьего Крестного хода является возрож- дение духовных традиций казачества и всего населения Урала, Сибири и Поволжья. Почитание этой иконы в народе очень велико, чудес и исцелений с Табынской иконой великое множество. При чем Божия Матерь помогает не только христианам, но и мусульманам. Поэтому можно понять радость всех верующих появившейся возможности помолиться чудотворной иконе Божией Матери и приложиться к Святыне. Но я сейчас не об этом. Меня поразило, задело до глубины души совсем другое. Вдумайтесь: КАЗАЧИЙ Крестный ход. Я родом с Кубани, казачьего роду-племени (уже пенсионного возраста), не понаслышке знаю, кто такие казаки, их уклад жизни, обряды. И если сейчас возрождается казачество в здешних местах, то красной нитью должно проходить «За ВЕРУ, Царя и Отечество» («За Веру, Волю и Отчество»). Думаю, любому здравомыслящему человеку понятно, что казак – верующий человек! Ведь главная заповедь казачества: «Казак без веры не казак!» Но, увы! Местного казачества на встрече казачьего Крестного хода не было. А ведь это они должны были быть первыми помощниками батюшки в этом великом мероприятии. Это они должны были помочь организовать его встречу, позаботиться о размещении казаков, организовать отдых тех, кто свободен от несения службы, помочь обиходить «железного коня» (так как они постоянно в пути – фактически круглый год), организовать и провести встречи казаков с местной молодежью и подростками. К сожалению, ничего этого не было. Только поздно вечером, под покровом темноты несколько человек зашли в храм, и то на несколько минут. И это те люди, которые считают себя казаками?! (сужу по газетным публикациям). В первую очередь, казак всей семьей должен ходить в храм Божий («За Веру»), тем самым поднимая на должный уровень национально-патриотическое и духовное становление подрастающего поколения. Но за то время, что я посещаю храм, казаков со своими семьями там не видела (к слову, мужчин вообще очень мало ходит в храм). Господа казаки! А ведь это и от вашего равнодушия к духовным ценностям, с вашего молчаливого согласия и бездействия в поселке среди подростков растут правонарушения, наркомания и прочий негатив. Это из-за вашей «НЕПОМОЩИ» в Тугулыме 12 лет стоит недостроенный храм, в завершении строительства которого вы должны быть заинтересованы в первую очередь. Неужели все ваши силы направлены только на то, чтоб облачиться в красивые форменные одежды?! А ведь все начинается с веры, с духовности, с почитания святынь! Назначение казачества – поддерживать все духовные начинания церкви. Кандидат в казачье войско начинал с благословения священнослужителя, принесение клятвы на Евангелие, а это значит, что казаки – Божьи люди. И о казаках судили всегда по их делам. А каковы цели и задачи у местного казачества, каковы их добрые дела? А дел, куда можно приложить свои силы, энергию, души полет – множество! И главное: без материальных затрат! Это и с подростками проводить кружок-секцию, чтоб они по вечерам не занимались сомнительными играми, чтоб не тянуло их на дурное – быть авторитетом у подрастающих пацанов; помощь в воздвижении памятного знака репрессированным людям на Тугулымской земле; помощь в строительстве храма (рабочие руки всегда нужны); благоустройство памятных мест и исторических знаков и т.д. А если у самих желания не хватает, то можно посмотреть православный канал «Союз», съездить к соседям, перенять у них опыт, в Интернете посмотреть, наконец. Чудотворная Табынская икона Божией Матери находилась в Тугулыме меньше суток. Провожать Крестный ход местное казачество также не соизволило. А ведь Крестный ход имеет своею целью поднять и ваш престиж на должный уровень (благое дело в руки шло, но…). Возможно, у меня получилось сумбурно, нескладно, что-то невпопад, но не могу успокоиться даже по прошествии нескольких дней (наверное, зов предков). Беседовала со знакомыми, они говорят: «Да, правильно подметила. Но успокойся, не сдвинешь, пусть это будет на их совести. Ты здесь недавно, привыкнешь постепенно». А так хочется, чтоб духовное возрождение России начиналось с каждого из нас! Чтоб мы не были Иванами, не помнящими родства. Что мы оставим нашим потомкам? С уважением, Ольга КРАСНИКОВА, п. Тугулым.
Живы православные праздники Как много интересного мы узнали, собравшись на встречу с ветеранами труда в школьном музее. Здесь наши учителя, здесь даже наши бабушки. Встреча была посвящена зимним православным праздникам Святкам и Крещению. Ведущие Катя Ласкина и Катя Ермольева загадывали загадки, все их отгадывали. А Любовь Александровна Битнер рассказала о гадании. Девочки нашего класса даже пробовали гадать о будущем своём суженом, об урожае. Если верить гаданиям, этим летом будет хороший урожай. Узнали мы также, что такое Святки с их весельем, гаданием, ряженьем, озорством, Иорданью-водосвятием. На Крещение у нас ежегодно на реке Пышма вырезается прорубь в виде креста, освящается вода, люди купаются, смывают свои грехи, набирают из проруби святую воду и несут её в дом, чтобы прогнать всю нечистую силу. Святки – это святые вечера, так назывались в России дни празднества, веселья, дни священного торжества Рождества Христова. Святки были на Руси одним из самых ярких праздников: Веселое время – зимние Святки! Можно немножко нарушить порядки. Под конец встречи ветераны труда и наши учителя пропели песни и частушки. Все улыбались и им подпевали. По-моему, встреча прошла замечательно. Все получили массу впечатлений, а мы, школьники, ещё раз убедились, сколько интересного и поучительного таят в себе русские православные праздники. Спасибо мы говорим Н.А. Китовой, руководителю нашего музея, активу совета ветеранов за праздничную программу, Л.Н. Сомовой, нашему классному руководителю. Маша САПУХИНА, ученица 8 «а» класса Луговской средней школы.
|