Как часто поведение, поступки детей ставят родителей в тупик. Почему, отчего? Столько сил отдано и никакой благодарности. Что делать? Но прежде чем начать серьезный разговор о наших детях, о взаимоотношениях между родителями и детьми, позвольте сделать некоторое отступление в теорию. Мне как-то довелось присутствовать на собрании преподавателей, где обсуждался вопрос о духовно-нравственном воспитании современной молодежи. Говорили красиво, цитировали известных писателей, философов. Но не было конкретики, не было привязки к реальной жизни. Чем же вообще отличается духовность от нравственности и в чем это выражается? Если взять бытовое понятие слова нрав, то нрав у каждого свой, и он проявляется с пеленок. Недаром говорят: «Этот человек крутого нрава, а этот смиренного». В толковых словарях под нравственностью понимаются общечеловеческие ценности, которые усваиваются человеком с момента рождения в течение жизни и являются регулирующей функцией поведения. Степень нравственности человека проявляется внешне, через поступки, добропорядочное поведение в социуме. Чем же отличаются понятия духовности и нравственности? Профессор богословия Алексей Ильич Осипов объясняет это достаточно просто. Он говорит, что добрые поступки можно совершать и из корыстных побуждений, из тщеславия, из чувства гордости. К примеру, человек оказывает пожертвование, благотворительность. Доброе это дело? Да, доброе. Нравственное? Да, нравственное. Но на самом деле основным мотивом поступка может являться не чувство милосердия, а желание привлечь к себе внимание общественности для того, чтобы, например, баллотироваться в Государственную Думу. Если же добрые поступки совершаются из чистых побуждений, то они является не просто нравственными, но духовными. О духовности можно писать целые трактаты, но вернемся к нравственности. Основы нравственности закладываются семьей и культурной средой, которая окружает ребенка. Л.С. Выготский сказал: «Путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи лежит через другого человека». Основной заботой взрослого (родителя или педагога) по Выготскому, становится встреча с идеальной формой. Идеальная форма, идеальный образ являются движущей силой развития, механизмом формирования нравственности. Поэтому образы народных сказок, услышанные из материнских уст, легенды, предания, прочитанные в детстве, ложатся в основу формирования нравственных ориентиров. Эти вечные знания записывают в детскую душу образы красивых и мужественных богатырей, побеждающих зло и творящих добро. А верные и кроткие царевны формируют образ истинной женственности и мудрости, воплощением которого в русской народной сказке стала Василиса Премудрая. Запечатленные образы, как путеводные звезды, служат ребенку на жизненном пути надежными ориентирами, помогают сделать правильный выбор в сложной ситуации, отстраивать гармоничные отношения не только с самим собой, но и с другими людьми, с окружающим миром. Необходимо также отметить, что нравственные установки, нравственные ориентиры, в высоком смысле этого понятия, заложенные в детстве, становятся ключом для раскрытия духовного аспекта в жизни человека. Постарайтесь, уважаемые родители, уделять побольше времени своему ребенку и ненавязчиво контролируйте, что он читает и в какие компьютерные игры играет. Всегда помните русскую народную пословицу «Что посеешь, то и пожнешь». Людмила ПАНОВА, психолог высшей категории ГОУ СО СРЦН «Сказка». |