Ежегодно с 1983 года 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. В этом выступлении впервые были сформулированы основные права: на безопасность, на информацию, право быть услышанным, на здоровую окружающую среду.
В период до 1991 года в нашей стране права потребителей либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации. Тогда был принят нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере – Закон СССР «О защите прав потребителей». Однако в связи с известной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.
В России правовая основа для формирования и реализации политики в этой сфере была создана с введением в действие 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей». Но законодательство состоит не только из этого Закона. Это целая группа нормативных актов и постановлений.
Соблюдаются ли у нас в стране права потребителей? Да, конечно, но далеко не везде и не всегда. Контроль выполнения законодательства осуществляет мощная государственная структура: федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.
Её территориальные подразделения расположены почти во всех субъектах федерации. Система регулярных проверок приводит к выявлению сотен тысяч нарушений; тонны недоброкачественных товаров выбраковываются, нарушители подвергаются администра- тивным наказаниям, в ход идут многочисленные штрафные санкции.
Но вот в чем парадокс, количество нарушений прав потребителей не уменьшается, количество жалоб и заявлений потребителей растет.
Хорошо информированный и знающий свои права потребитель, грамотный и добросовестный предприниматель быстрее найдут общий язык и решат возникшие разногласия без надзорных и судебных органов. Тем не менее, правильная организация и активное осуществление контрольно-надзорных мероприятий с применением административных форм воздействия на нарушителей позволяют резко ограничивать количество нарушений. Кроме того, такие меры служат в качестве профилактики.
Обращаем внимание на следующее обстоятельство. Изучить законодательство в короткий срок настолько, чтобы успешно использовать его во всех ситуациях, которые создаются на потребитель- ском рынке – это нереально. Однако, если сконцентрировать внимание на основополагающих позициях, которые главным образом определяют правовые возможности, то это позволит в большинстве случаев научить грамотно выстраивать отношения с продавцом и избегать ошибок и конфликтов.
При нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей граждане могут обра- щаться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, по адресу: г. Талица, ул. Красноармейская, 32, или по телефону 8 (34371) 2-84-22.
При необходимости получения предметной консультации, можно обратиться в Консультационный пункт по адресу: г. Талица, ул. Красноармейская, 32, (пн. – пт. с 8:00 до 17:00), либо по телефону 8 (34371) 22679, 2-11-54, 8 (922) 224-55-85. Либо иные юридические, адвокатские организации, координаты которых Вы можете найти в сети Интернет.
Дмитрий Соловьев,
специалист-эксперт
Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
|