«Путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи лежит через другого человека» (Л.С. Выготский) Часто на прием к психологу приходят родители и просят поработать с ребенком. Однажды ко мне пришла разъяренная мамаша с пятилетней дочкой. Молодая женщина, модно одетая, с виду образованная, культурная, выразительно показывая рукой на свое маленькое чадо, обратилась ко мне: «Спросите у нее, почему она со мной не хочет разговаривать?» Напрашивается вопрос: насколько вообще женщина адекватна в этой ситуации? Это у мамы надо бы спросить, почему эта кроха не хочет с ней разговаривать. Вероятнее всего, у ребенка просто нет сил противостоять такому эмоциональному натиску со стороны матери, и она закрылась. Возможно, ей настолько обидно, что она и слово не может произнести. Очень часто дети, изображая человека в своих рисунках, забывают про уши. Это явный признак того, что в целях самосохранения ребенок пропускает мимо ушей уже не только то, что его травмирует, но и вообще информацию, исходящую от родителей или других взрослых. Здесь необходимо отметить, что это не значит, что ребенка нельзя наказывать за какие-то проступки. Смотря как наказывать и из чего исходить. Если из любви, то можно и шлепнуть или в угол поставить. Если процесс наказания сопровождается негативными эмоциями, такими, как злость, раздражение, ненависть, то естественно, что у ребенка будет срабатывать система защиты, и не всегда конструктивная. Это, во-первых. Во-вторых, проступки или поведение детей, которое не соответствует нашим представлениям или социальным нормам – результат нашего воспитания. И работать, прежде всего, надо с родителями. А лучше сразу с теми, и другими. Необходимо разобраться в какой период времени произошел разрыв той ниточки, которая связывает ребенка и родителей. Потому что взаимоотношения между родителями и ребенком начинают отстраиваться даже не с рождения ребенка, а с момента зачатия. Желанный это ребенок, по любви он зачат или по неосторожности? Мы иногда забываем, что сам факт зачатия, формирования, развития и появления ребенка на свет – это великое чудо природы. Более подробно о периодах нравственного становления детей, о средовом влиянии на это становление мы поговорим в следующий раз. Людмила ПАНОВА, психолог высшей категории ГОУ СО СРЦН «Сказка».
|