Пышминская средняя школа располагалась в центре пос.Пышма (ныне пос. Луговской). Она входила в учебный комплекс, на территории которого стояли еще начальная школа и интернат. По традиции в последний день августа в Пышминской школе торжественно-организационный момент: знакомство с учителями, одноклассниками, расписанием занятий и, конечно же, со школой для пятиклассников. 40 школьников из близлежащих деревень, 40 характеров, были собраны в 5«В» класс. И хотя школа впечатляла своими размерами, учиться предстояло в две смены. Это известие ничуть не огорчало нас. С учителями нам повезло. Мы попали в надежные руки. Зинаида Константиновна Еремеева и Тамара Константиновна Коровина – одни из старейших и почитаемых учителей Пышминской средней школы – сестры, нам уже были знакомы. Они вели в школе драмкружок и не редко ставили спектакли со старшеклассниками в клубе в деревне Луговая. С другими учителями нам предстояло познакомиться во время учебы. Высокая, статная, с загадочной улыбкой, темноволосая Фаина Васильевна Бондаренко была учителем немецкого языка.В нашем «В» классе попеременно, сменяя друг друга (с интервалом в год), она и преподаватель математики Раиса Ивановна Михайлова тянули груз классного руководства. Задачи перед ними стояли не простые. За короткий срок было необходимо создать единый коллектив, облегчить стартовые возможности каждому и благополучно довести до первых выпускных экзаменов. Дети – народ общительный от природы, живо отзываются на доброжелательность. И уже в первые учебные дни завязалась дружба, которая объединила одноклассников на все школьные годы. Опорой в работе классного руководителя стало самоуправление. Демократичная и немногословная, Фаина Васильевна принимала нас такими, какие мы есть. На уроках немецкого языка она не пыталась сделать из нас полиглотов, но требовала неукоснительного выполнения домашнего задания. Иностранный язык в 5-ом классе – это как букварь – азы знаний. Мы охотно учили немецкий язык. Но случилось так, что Фаина Васильевна уехала. Через год она вернулась, вернула нам интерес к немецкому языку. Знание иностранного языка, так или иначе, помогло многим одноклассникам во взрослой жизни. А для Ани Медведевой, нашей подруги школьных лет, он стал вторым родным. Уже много лет она живет с семьей в Германии. Несколько лет назад встретила школьную подругу – Катерину Саукову. Она осталась узнаваемой не только внешне, но и сохранила в себе оптимизм и самобытный юмор. Катерина умела увидеть, как никто, рядовую ситуацию с необычной стороны. В разговоре потянули нить воспоминаний о школьных годах. «Меня в институте сокурсники пытали, откуда я знаю хорошо немецкий язык? – Катерина засмеялась. – Сказала, что в деревенской школе учила. – Спросите по-японски – по-японски заговорю. – У тебя, наверное, тоже интересовались?» «Я любознательных с географией познакомила. – Сказала, что в Пышме училась». – А где эта Пышма? – Там же, где и Тугулым… – А …, Тыго…, Туго… – Согласна – туго. Другой иностранный язык – Сибирь… – Там, говорят, медведи ходят? – Бог миловал, не встречала. А вот многих известных и популярных артистов экрана видеть в Тугулыме довелось. Встреча с любимыми артистами, приуроченная к открытию Сада, была значимым культурным событием для всех жителей Тугулымского района, в том числе и – для школьников. Счастливые и нарядные парни и девчата, прихватив нас, подрастающее поколение, ехали в Тугулым, стоя в открытой машине. Асфальтированной дороги еще не было, и слово «ехали» – не совсем здесь уместно. Ибо, не доезжая до последнего мостика перед Тугулымом, где дорога делает крутой вираж, обходя болото, машина обычно буксовала в черном полузастывшем месиве. Молодежь выпрыгивала: одни толкали машину, другие бросали ветки для настила. Запрыгивали и ехали до очередного препятствия, иногда балансировали на двух колесах. В райцентр машину уже «вносили». Но и там обилие грязи удручало, особенно в сравнении с такой светлой, всегда чистой Пышмой, где почва песчаная. В общем, до сада в Тугулыме, в целях безопасности, мы бежали впереди машины. А на сцену летнего театра один за другим выходили такие знакомые, такие именитые артисты, что захватывало дух: Бондарчук, Мордюкова, Кириенко, Крючков, Хитяева … В течение нескольких часов благодарная публика, забыв про недавние неудобства, ловила каждое слово своих кумиров. Где еще мы могли приобщиться к живому слову искусства? Допустим, на редких спектаклях самодеятельных театров. Или ежегод-ных смотрах художественной самодея-тельности школьных коллективов. Но истинных талантов в масштабе одной школы, поселка – единицы. Украшением смотров художест-венной самодеятельности в Пышминской средней школе было сольное выступление нашей любимой учительницы – Раисы Ивановны Михайловой. Величавой поступью, горделиво неся слегка откинутую назад голову с роскошным узлом из светло- русых волос, с трогательной улыбкой на лице она устремлялась к авансцене. Кивнув аккомпаниатору, начинала петь. Это было волшебное сопрано. Зал затихал, очарованный пением. Для нас это выступление служило еще одним поводом гордиться Раисой Ивановной – нашим классным руководителем. Сами же талантами не были отмечены. Раиса Ивановна, со свойственной ей прямотой, удивлялась: « Это надо же: из всего класса только у Наташи Лебедевой есть вокальный дар». Мы соглашались с таким заявлением. Действительно, голос у Наташи – необычайно чистый и высокий, но ее подводила природная застенчивость. Раиса Ивановна умела делать все, что (моем представлении) было присуще выпускницам Института Благородных девиц. Она была не только обладательницей великолепного голоса. В царственной осанке и величавых движениях можно было усмотреть навыки балетной школы. В наше дефицитное время Раиса Ивановна была изысканно одета, благодаря умению моделировать и шить. А на внеклассных занятиях она обучала нас правилам хорошего тона. Всегда элегантная, она с трудом выносила нашу небрежность в одежде. Кто из девчонок не помнит возмущения Раисы Ивановны: «Опять надели азиатский наряд… Переоденьтесь! Выставьте из класса ребят!» Это точно подмеченное сравнение было вызвано нашим нелепым видом: в зимнее время девчонки упорно носили под школьной формой теплые шаровары. И надо же было такому случиться… Женская мода сделала «реверанс»: в гардеробе женщин прочное место заняли не только брюки, но и одежда по азиатским мотивам. Предполагаю, что мои одноклассницы, как и я, не скоро перешли на брючные костюмы, помня наставления о женственности. А какими же виделись выпускницы школы согласно Программе воспитания и обучения школьников? Из нас «лепили» строителей коммунизма. Что представляет собой «коммунизм» – определенно никто не мог сказать. А вот слово – «строитель» – доступно для понимания. Видимо, по этой причине девочек обучали столярному и слесарному ремеслу? А на летней производственной практике в школе мы осваивали уже новую профессию – маляр. Поначалу мы красили парты. Получалось – что получалось. Затем нас решили поставить на побелку стен и потолков класса. Кто-то из руководителей практикой опрометчиво полагал, что побелка известью – дело пустяковое. Дюжина человек усердно трудилась на побелке класса. На следующий день, заглянув в класс, были озадачены: интерьер напоминал большой полосатый зонтик. Эксперимент не имел продолжения. Говорят: «Рыбак рыбака…» Вот и я, когда вижу женщину с молотком в руке у завалившегося забора или в роли «экскаватора» – для себя отмечаю: из наших, из «строителей»… Объективности ради, та же школьная Программа предусматривала изучение полного курса образовательных предметов, а также обучение занятиям, развивающим личность: физической культуре, пению, рисованию (причем – бесплатно). М. Вяткина, г. Тюмень.
|