Суббота, 04.05.2024, 02:15

Интернет-газета

"ЗНАМЯ ТРУДА"

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Ссылки

Тугулымская средняя общеобразовательная школа

Официальный сайт Тугулымского городского округа

Тугулымская районная территориальная избирательная комиссия
Поиск
Связаться с нами:
Адрес:
623650, Свердловская область, п. Тугулым, пл. 50 лет Октября, 1.
Телефоны:
8 (34367) 22-3-10 (редактор, приёмная, факс);
8 (34367) 2-17-36 (бухгалтерия);
8 (34367) 2-17-31 (корреспонденты);
8 (34367) 22-5-54 (корреспонденты).
E-mail: tugulym@mail.ru
Статистика
Главная » 2010 » Ноябрь » 15 » Школьные годы быстро летят…
10:49
Школьные годы быстро летят…

(Продолжение. Начало в № 38 от 18 сентября 2010 года))
Математика – основа многих современных наук. Один – из интереснейших школьных предметов, но и самый сложный, включающий в себя несколько наук. От класса к классу в учебную программу вливаются новые составные части математики.
И хотя в 5-ом классе изучение алгебры начинают с белого листа, не надо забывать, что уровень подготовки в нашем сборном классе нуждался в корректировке.
Преподавателю математики – Раисе Ивановне Михайловой (на снимке) стоило немалых усилий, не нарушая учебной программы, восполнить наши пробелы в знаниях. Причиной сложности являлась и наша леность. Зная этот наш порок, Раиса Ивановна в течение урока охватывала вниманием каждого, проверяя домашнее задание и усвоение нового материала.
Были среди нас и такие, кто по той или иной причине не мог воспринять математическую информацию и прибегал к зубрежке. Одноклассники им сочувствовали, а Раиса Ивановна была вынуждена дополнительно заниматься с отстающими учениками. Недостаточно иметь способности – нужно изо дня в день трудиться, чтобы получить хороший результат. Легкомысленное отношение к домашнему заданию может привести к неприятным последствиям.
Еще на первом уроке по геометрии Раиса Ивановна предупредила, что геометрия и алгебра – совсем не одно и то же, что необходимо учить доказательства. Читая домашнее задание, я наивно вопрошала себя: « Что тут доказывать? И так ясно, что параллельные не пересекутся. Не пересекутся, и … точка». На следующем занятии самонадеянные выглядели не лучшим образом. Мое сумбурное изложение доказательства теоремы повергло Раису Ивановну в шок. Если по алгебре я была одной из лучших учениц, то здесь попала впросак. Раиса Ивановна посмотрела на меня долгим, внимательным взглядом и, открыв журнал, молча поставила мне двойку.
После уроков я сразу напросилась к Любе А.М. в « подшефные». Рассуждала просто: «Раз она получила «пять», значит знает». Моя новая «учительница» открыла учебник, ткнула пальцем в доказательство: «Выучи это, это, и еще это (новый материал )». И занялась домашними делами. Через несколько минут я закрыла учебник. «Понятно?» - спросила Люба. «На всю жизнь!» Нужно уметь последовательно и вразумительно доказывать свою точку зрения.
Вот такая она – разная математика. На мой взгляд, сродни поэзии. Для нее характерны те же – краткость, яркость сравнений, образность.
Четкие решения уравнений, яркие доказательства на уроках Раисы Ивановны рождали особую ритмичность.
Многие из ее учеников мечтали связать свою будущую профессию с математикой.
И в первую очередь – парни. Среди них были математически одаренные. Но, как и в жизни, они по-джентльменски пропускали девочек вперед себя. С чувством достоинства и полные снисходительности к проделкам одноклассниц – Касьяновы, Шубин, Дюпин; прямодушный – В. Комышев. Только в старших классах у парней проявится азарт в учебе.
Безупречным поведением мы не отличались, но разногласий в классе не наблюдалось. Это берегло наши души и силы для учебы и добрых дел. В этом есть заслуга и классного руководителя. В выпускном, 8-ом, классе Раисе Ивановне приходилось опекать нас 24 часа в сутки. Помощи от родителей ждать не приходилось.
Одни ученики жили в интернате, другие – из деревни Коркино – ежедневно ходили в школу за 6 километров. У нас, луговских, маршрут был несколько короче и зависел от времени года.
Осенью мы переходили по деревянному мосту реку Пышма на левый берег и вприпрыжку друг за другом с горки на горку бежали по узкой, извилистой тропинке, проходящей меж редких островков ольхи – с одной стороны, и зарослей у воды из черемух и ив – с другой.
Поселок Пышма стоит на высоком месте. Возвращение из школы было познавательно-развлекательным. На одном из пригорков бросали портфели и … играли в « Пятнашки».
Набегавшись вдоволь, усаживались на поляне, настраивались на юмористическую волну.
Самыми талантливыми рассказчиками были, бесспорно, эффектная, с лукавинкой во взгляде Катя Д. и слегка ироничная, золотоволосая Лида М. Их кукольные головки хранили множество забавных историй.
После порции смеха мы вынимали учебники и в полном молчании выполняли письменные домашние задания, сличали ответы по математике. И только после этого отправлялись по домам.
Как только на реке устанавливался лед, наш путь до поселка Пышма пролегал по льду (так меньше заметалась снегом тропинка, и не было подъема до самого поселка). Тропинка начиналась у деревянного моста и тянулась вдоль противоположного берега, повторяя его изгибы. Правая часть реки местами дымилась от незастывающей даже в лютые морозы воды.
Дети – народ нетерпеливый, с неразвитым чувством самосохранения. Увидев одиночные следы на льду, решили повторить чей-то опыт. Уже подходили к противоположному берегу, как вдруг лед под ногами пошел волнами (в этом месте дно реки имеет резкий перепад).
Бросились без оглядки вперед, на берег. От страха лихорадило. Сразу вспомнились предостережения родителей и учителей. Но стоило войти в школьный двор и происшествие стерлось из памяти. Все проходит – прошло и это.
Весеннее половодье сносило деревянный мост через реку Пышма, а речка Змеевка достигала угрожающих размеров, порой даже заходила в деревню. В этой ситуации самым востребованным видом транспорта становилась лодка. Был и другой вариант передвижения из деревни в поселок – окружной путь вдоль кромки леса с выходом к железной дороге.
Пик наводнения был позади, я с сестрой шла по лесной тропинке в поселок. В сыром лесу стоял крепкий грибной запах, солнечные блики отражались на деревьях, пели птицы. А вот и преграда – ручеек с прозрачной водой, усыпанный зелеными кочками. Выбрали две из них, самые надежные для переправы. Решили, что я прыгаю с кочки на кочку, она за мной, след в след. Позади нас по тропинке шли незнакомые парни. Раздумывать было некогда. Подвела вторая кочка-обманка, толчковая нога медленно погружалась в воду. В это время сестра, точно следуя инструкции, пригвоздила меня своим весом и, оттолкнувшись от моей ноги, достигла противоположного берега. Ну, а мне пришлось прогнуться. На вкус воду не помню, а на ощупь … мокрая.
Мы уже взбирались по насыпи на железнодорожное полотно, а позади – лесное эхо разносило всплеск воды и «красноречивые» вопли парней : «... ядь - …ядь!...». Вероятно, … тоже освежились.
Но вот вода отступила. И наш путь из школы лежал сейчас через железнодорожный мост, через луга, освобожденные от весеннего паводка. Это время года мы обожали. Зеленая дымка окутывала деревья и кусты, кое-где в углублениях оставалась теплая вода, густо заселенная желтыми лютиками. Земля была теплой, слегка влажной.
Мы снимали обувь, быстро вставали в шеренгу и рассчитывались по номерам на первый-второй. Начиналась игра вышибалы. Одна команда вышибает с поля другую с помощью мяча. Каждой команде хотелось заполучить таких игроков, с которыми можно дольше задержаться на поле. К таким игрокам можно отнести Лиду и Катю. Они владели мячом, как волейболистки. А быстрая, ловкая Люба А.М. – наш тактик и стратег, и легконогая, задорная – Сима К. носились по полю, как ветер, мгновенно меняя позиции.
Незаменимым игроком был и Шурик Конищев – самый маленький из нас (это после службы в армии он смотрел на нас сверху вниз). А пока – балагур и весельчак с шальными искорками в глазах. Шурик настолько был проворным, что не скоро определишь его местонахождение на поле. Одним словом: «Фигаро – здесь, Фигаро – там». Ну, а остальные – просто любили сам процесс игры.
Мы взрослели, менялись интересы, зарождались романтические отношения. В старших классах девчата активно запускали слухи: кто-то на кого-то значительно посмотрел, кто-то кому-то оказывает знаки внимания. Интерес подогревали окружающие. Эти безобидные штучки вызывали улыбки у парней, благотворно воздействовали на весь коллектив. Разгорался костер страстей.
Начиналась новая веха школьной жизни. Уже намечается разделение по интересам. Для луговских школьников неизменными остаются коллективные пробежки в школу и обратно, а также совместный отдых в каникулы.
Летом в деревне дети, в основном, были предоставлены сами себе. Это совсем не значит, что бездельничали. Часть каникул работали в совхозе или лесничестве на прополке сорняков. Удовольствие не из приятных: жара, москиты, полный рабочий день. Но ребячий коллектив находил радость в общении друг с другом, с природой. Заработанные деньги шли на покупку учебников и школьных принадлежностей. Для детей летний день – бесконечно длинный. Успевали справиться и с домашними обязанностями, и в лес сходить, и на речке отметиться. А вечером ждала развлекательная программа: кино, танцы, книги.
Нам нравилось бывать дома у Москвиных. Добродушная мечтательница Люба иногда радовала нас пересказом сюжета современного романа. Только у нее была возможность заглянуть в «Роман-газеты», которые брал в библиотеке для себя старший брат Саша. Он и не подозревал, что у него дома мы открыли избу-читальню во главе с его мамой.
Тетя Катя – веселая, общительная женщина, приветствовала наши тусовки, была душой нашей компании. Вместе с ней мы бегло (как всегда, сзади – наперед) просматривали зарубежную классику из Сашиной библиотеки, играли в лото.
Какой же летний отдых без купания? Излюбленным местом для купания у луговчан была река Пышма близ устья речки Змеевки. Нас не останавливали ни ледяная вода р.Змеевки, ни сильное течение р.Пышма, ни коварные на ней водовороты.
На противоположном берегу р.Пышма возвышался остров, который притягивал нас. Он был как бы зажат старым руслом, затянутым белыми и желтыми кувшинками, и современным руслом, которое огибало его.
В июле остров расцвечивался светлыми красками одежд доярок. Пора сенокоса. Ритмичные движения кос и легкие, трепещущие на ветру платья, делали женщин похожими на диковинных стрекоз. Это впечатление усиливал стрекот сенокосилки.
На высоком, обрывистом берегу – множество птичьих гнезд, а внизу – грустные ивы опустили свои ветви в черные воды. Именно здесь, по соседству с омутом, кто-то из взрослых соорудил вышку для прыжков в воду. Глубина реки такая, что еще никому из взрослых не довелось коснуться дна реки в этом месте.
Наравне со взрослыми мы (даже самые робкие) устраивали экстремальные заплывы на остров. Не думая об опасности, прыгали с вышки друг за другом, случалось, и друг на друга. После одного печального опыта, когда на выходе из воды на меня обрушилась любимая подруга и увлекла заново на глубину – я больше не подходила к вышке. Случилось, что случилось. С трудом, задерживая дыхание, вытащила сама себя, ухватившись, в последний момент за ветви ивы.
Думаю, что подобные ситуации были и у других, но у нас не принято предъявлять претензии друг другу. Чья-то невидимая рука отводила от нас несчастья. Скоро вышку перенесли на наш берег, но увлечение прыжками прошло.
Рискованные заплывы на противоположный берег тоже изжили себя после несчастного случая. Старшеклассницы-красавицы А. Арефьева и Р. Саукова в свой день рождения поплыли с ребятами на другой берег за кувшинками. Настроение было приподнятое. Расслабились, забыв об опасности. Течение вынесло девчат к омуту. Одна из них стала тонуть в этой воронке. Другая, спасая подругу, протянула свою руку. Обе закружили на одном месте. Выбиваясь из сил, хватали друг друга.
Страшно представить, как мог закончиться день рождения Александры и Руфины, если б им на помощь не пришел Андрей Иванович Демин. Он помог девчатам выбраться из омута. Хорошо то, что хорошо кончается.
Дни зимних каникул, несмотря на морозы, проводили на катке: болели за хоккейные команды. А вечерами сражались за снежную крепость на самом высоком, обрывистом берегу р.Змеевка. Здесь можно было увидеть школьников любых возрастов.
Любимым зимним праздником в Пышминской школе был Новогодний вечер. Он больше напоминал встречу выпускников. В этот вечер в школе двери были открыты для всех желающих.
Самым ярким событием школьных лет была для меня поездка в Свердловск на Новогоднюю елку во Дворце пионеров в 6-ом классе. Спасибо родному леспромхозу, который организовал эту поездку для детей своих работников.
Как и большинство из нас, я впервые увидела воочию, а не на экране, настоящий город. И хотя мы видели город через открытые двери автобуса во время остановок (окна были покрыты толстым слоем изморози) или в редких перебежках с транспорта на транспорт, Свердловск поразил нас своим величием и масштабами. Вечерами, стоя у окон, мы наблюдали вечернюю жизнь столицы нашего края. Гирлянды из множества огней то поднимались вверх, то бежали вниз, пересекались и терялись у далекого горизонта. Картина завораживала своей бесконечностью.
Мы были в восторге от театра музыкальной комедии, где смотрели «Голубой Дунай» на музыку И.Штрауса. Зачарованно слушали знакомые мелодии вальсов.
И опять же впервые посетили зоопарк. Видеть грустные глаза животных и зверей, заключенных в тесные клетки, тяжело. Зато сколько радости нам принесла встреча с пони.
Мы увидели, как двое парней подводят к резным саням маленькую лошадку – пони (как нам объяснили). Они принесли с собой упряжь и собирались впрячь пони в сани. Как выяснилось позже, они не имели и малейшего представления об этой процедуре. Парни бегали вокруг пони, бестолково пытались пристроить сбрую…Вокруг собрались зрители, мы – не исключение. На помощь к парням поспешила наш групповод – Нелли Ивановна Демина. Парни восхищенно следили за движениями маленькой изящной девушки, проворно управляющейся с упряжью.
Нелли Ивановна была из луговских, она преподавала в Пышминской школе зоологию. В считанные минуты пони стоял, запряженный в сани. Зрители восторженно аплодировали Нелли Ивановне. А мы открыли нашу учительницу еще с одной стороны.
Добросердечная, улыбчивая, голубоглазая Нелли Ивановна была похожа больше на вожатую, чем на типичного педагога. В ней не было назидательности. Ее всегда окружали взрослые или дети. Нелли Ивановна не только их выслушивала, но и оказывала посильную помощь, если та требовалась.
Вот и сейчас. Мы уже собрались уходить из зоопарка, но остановились досмотреть финал зрелища. Один из парней занял место кучера, посадил пассажиров и тронулся с места. Пони привычно пошел по прямой дороге. Но кучер намеревался пустить его по ближней дорожке вправо, чтобы быстрее избавиться от зрителей. Он тянул поводья на себя и уговаривал пони: «Направо, иди направо». Зрители смеялись. Нелли Ивановна бросилась выручать вторично незадачливого паренька из смешного положения.
А потом нас ждал Дворец пионеров. Нелли Ивановна летящей походкой устремилась к новой достопримечательности Свердловска. Мы бежали за ней. Изредка она останавливалась, как дирижер взметала ручку – считала нас по головам и вновь летела впереди группы.
Дворец пионеров – настоящий дворец. Уверена, что Новогодняя елка во Дворце пионеров ничем не уступала Кремлевской. Еще на пороге Дворца мы попали в сказочную атмосферу. К новогодней красавице-елке мы добирались через владения Снежной Королевы, через Королевство Кривых зеркал, спускались с волшебной горки. Это было настоящее театральное действо, в котором участвовали все дети. Помогали Деду Морозу и Снегурочке «зажечь» елку, переживали за героев спектакля «Волшебник Изумрудного города». Новогодняя елка во Дворце пионеров – это сказка, в которой существовали и мы, школьники.
Школьные годы быстро летят, а взрослая жизнь – это миг, как говорят. Нам, одноклассникам, далеко за…надцать. Но, встретившись, мы говорим друг другу «ты», не взирая на возраст и статус.
А для наших любимых учителей мы навсегда останемся их учениками, детьми. И как эгоистичные дети мы хотим видеть любимых учителей не только в добром здравии, но и такими, какими знали их в школьные годы.
Школа – понятие емкое. Мы, бывшие выпускники Пышминской средней школы, бесконечно благодарны своим учителям, которые одарили нас основательным багажом знаний, опытом межличностных отношений и выпустили в свободное плавание по бурным водам жизни.
И теперь нашей школой стала ЖИЗНЬ. Она же стала и нашим ГЛАВНЫМ УЧИТЕЛЕМ.

Мария ВЯТКИНА. г.Тюмень.

Категория: История. Память. Общество. Человек. | Просмотров: 542 | Добавил: znamitruda | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Герб

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Категории раздела
Выборы [81]
Актуально [133]
Из почты редакции [349]
Поздравляем [405]
История. Память. Общество. Человек. [158]
Благодарность в конверте [56]
Официально [513]
Разные стороны нашей жизни [1693]
Великой Победе посвящается [56]
Есть проблема [16]
Читатель-газета-читатель [90]
Литературная страница [34]
В кругу семьи [37]
Правоохранительные органы [292]
Спорт [171]
Медицина и здоровье [93]
Образование [53]
Дети, о детях, для детей [47]
Конкурс "Иду тропинкою лесной" [12]
Областные новости [45]
Юбилей Тугулымского района [43]
Информируют службы района [128]
В администрации округа [5]
Новости учреждений культуры [73]
Сельское хозяйство [19]
Духовность [3]
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz