"И в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из нея взят бых!” (Библия, Бытие, гл.3, стих 19) К истории вопроса Издавна на Руси на хлебный стол смотрели как на Божий престол. И в единственной молитве, оставленной Иисусом Христом «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…», слово хлеб является синонимом еды вообще. Хлеб – дар Божий – говорили наши прадеды. Итак, если термофильные дрожжи возникли недавно, то с помощью чего выпекали квасные хлеба в глубокой древности и недалеком прошлом? Знаменитые крестьянские закваски готовили из ржаной муки, соломы, овса, ячменя, пшеницы. До сих пор в глухих деревнях сохранились рецепты приготовления хлеба без сегодняшних дрожжей. Именно такие закваски обогащали организм органическими кислотами, витаминами, минеральными веществами, ферментами, клетчаткой, слизями, пектиновыми веществами, биостимуляторами. Выпечка хлеба в народной кухне всегда была своеобразным ритуалом. Секрет его приготовления передавался из поколения в поколение. Практически каждая семья имела свой секрет. Готовили хлеб примерно один раз в неделю на различных заквасках: ржаных, овсяных. Использование неочищенной ржаной муки приводило к тому, что хотя хлеб был грубый, но зато содержал все полезные вещества, которые имеются в злаках. А при выпечке в русской печи хлеб приобретал незабываемый вкус и аромат. Смело можно сказать, что такого хлеба как на Руси не было нигде в мире. Стать хлеборобом Но испечь хлеб из покупной муки – это еще полдела. Легко покупая хлеб, мы уже нарушаем заповедь Творца (см. эпиграф). Недаром же русский крестьянин-хлебороб имел самую простую и искреннюю душу. Именно он был совершенным исполнителем заповеди «И в поте лица твоего…». Эта мысль несколько лет не давала мне покоя. И вот, в прошлом году, в августе, я начал осуществлять свою мечту. На приусадебном участке я выделил 1,5 сотки под посев ржи. 15 минут заняло приятнейшее занятие – посев: берешь горсть зерна из ведерка и кидаешь. Романтика! Еще полчаса ушло на то, чтобы пройти мотокультиватором по полю и заборонить зерна. Вскоре появилась обильная изумрудная зелень. Весной я не вмешивался в процесс. А летом наблюдал с наслаждением, как поднимается стена зеленых хлебов, затем выводит колос. А в колосьях по 20 – 30 – 40 зерен. И вот, минул Ильин день. Пора браться за серп. Срезаем первый сноп и связываем его жгутом из той же ржаной соломы. Получается хорошо и красиво. Когда готовы восемь снопов, ставим первый суслон. Семь снопов ставим в круг колосьями вверх, а восьмой на них надеваем как шляпу, колосьями вниз. Загляденье! Ребятишкам незабываемое впечатление! Полторы сотки мы сжали за три дня, и, в общей сложности, у нас ушло 12 часов работы. Я бы не сказал, что это труднее, чем копать картошку. В суслонах снопы простояли две недели. Дозрели. После чего мы снесли их в сарай. И вот, батюшка-Покров пришел. Устраиваем покровские посиделки. Приносим снопы в отапливаемое помещение, включаем душеполезный фильм на DVD, и несколько женщин за два дня оборвали колоски. А солому вынесли кроликам на съедение. Теперь самое муторное – обмолот. Пробовали и руками, и приспособлениями, и скалкой. Это был самый долгий процесс – дня четыре. Зерно с мякиной провеяли под бытовым вентилятором. Урожай зерна получился – 3 мешка с 1,5 сотки. Когда зерно пропустишь через зернодробилку, а потом просеешь – получится 50% муки и 50% крупы. Осталось заквасить тесто и испечь собственный хлебушек! А крупой можно скотинку кормить. В итоге, 8 человекодней израсходовано в году для получения трех мешков зерна. Вот, если бы половина деревенских жителей научились иметь собственный хлеб, или хотя бы фуражное зерно – одно это уже повергло бы в ужас наших идеологических врагов. А возрождение деревни стало бы реальным, а не призрачным. Господи, хлеб наш насущный даждь нам днесь… Опытом делился настоятель Свято-Никольского прихода в Юшале отец Игорь ОНКИН.
|