Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ внесены изменения в законодательство по государственной регистрации. Закон вступил в силу с 31.03.2015 (с момента официального опубликования), отдельные положения закона вступают в силу с 01.07.2015, а также с 01.01.2016.
Документ вносит изменения в законодательство, направленные на противодействие злоупотреблениям в сфере государственной регистрации юридических лиц, а также в обеспечение достоверности самых востребованных федеральных информационных ресурсов – ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Внесены изменения в положения о государственной регистрации юридического лица при его ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган. Уведомлять регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса должен руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
Вводится запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу.
Законом усилена административная ответственность за нарушения в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; соответствующие изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган влечет предупреждение или ответственность в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. За непредставление или представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе установлена ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей. За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года (ст.4.5 КоАП РФ). Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц. Введена возможность проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Внесены изменения в ст. ст.173.1 и 173.2 Уголовного кодека РФ, предусматривающие уголовную ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Изменено понятие подставного лица – под подставными лицами понимаются лица :которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц; а также которые являются органами управления юридического лица при отсутствии у них цели управления юридическим лицом.
Преступлением считается не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.
Преступлением считается предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, также приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.
C 01.01.2016 вступает в силу еще ряд изменений. Определена процедура проведения предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц. Основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
В случае выявления оснований для проведения такой проверки предусмотрена возможность приостановления срока государственной регистрации не более чем на 30 дней. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Предусмотрены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для лиц, ранее задействованных в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике юридического лица будут применяться в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица: исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом; по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений об адресе месте нахождения, руководителе юридического лица; по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.
Введено основание для отказа в государственной регистрации общего характера – несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Татьяна Рашкевич, замеситель начальника, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.
|