Ах, Гоголь, наш бессмертный Гоголь! Великий русский писатель, очень необычный человек и чрезвычайно талантливый художник слова. Жизнь его была полна надежд и разочарований, страстной любовью к Родине и неиссякаемым желанием.
Существует предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мост и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочинцы. И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Дорогу, которая началась 1 апреля 1809 года, дорогу – в поисках счастья, в поисках правды, высокого предназначения, в поисках живой души. И через всю свою жизнь пронёс Гоголь любовь к театру.
«Театр – это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру», – утверждал писатель. В декабре 1828 года он приезжает в Петербург. Пытается поступить в театр. Но на экзамене на звание актера читает тексты просто, без всякой декламации – это его и погубило. В то время было принято протяжное чтение, дикие завывания, трагические всхлипывания и вздохи. Повествовательный монолог Гоголя комиссией был отвергнут. Его не приняли. Кто знает, случись бы всё иначе, возможно мы бы обрели великого мастера сцены и не знали бы талантливого писателя Гоголя? Кто знает… А сегодня нашу литературу не возможно представить без творческого наследия Гоголя, его пьесы являются визитной карточкой многих театров.
Вот и в нашей библиотеке открылся театр книги Николая Васильевича Гоголя. Почтенная публика удобно расположилась в партере и на галёрке. Дамы томно обмахиваются разноцветными веерами. Девицы кокетливо поправляют банты на шляпках. Третий звонок, представление началось!
На сцене герои актуальной и в наши дни комедии Гоголя «Ревизор». Ловелас и пройдоха Хлестаков (В. Панфилов) напропалую волочится и за женой городничего Анной Андреевной (Л. Фетисова) и за их дочерью Марьей Антоновной (И. Минеева). Яркие костюмы, живая игра актёров зримо позволяют окунуться в эпоху нравов и быта ХVIII века. А первое представление "Ревизора" состоялось 19 апреля 1836 года в Петербурге. В театр съехалась знать, приехал даже сам Николай I. "Ну, пьеска! Всем досталось! А мне – больше всех!" – сказал он после спектакля.
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом жизни, потому что вложил в него самые заветные, самые сокровенные мысли. Таким произведением для Гоголя стали "Мертвые души", работе над ним он отдал 17 лет жизни. Сюжет был подсказан Гоголю Пушкиным в 1835 году. Уже через год после начала работы Гоголь писал: "Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!»
Ну, а в нашем театре представление продолжается! На сцене главный герой бессмертной поэмы Павел Иванович Чичиков (В. Панфилов). К кому же это приехал на этот раз в своих поисках хитрый мошенник? Ба, да это же помещица Настасья Петровна Коробочка (Н. Тюшнякова). Ах, как боится продешевить коллежская секретарша, а вдруг на что ещё сгодятся мёртвые души, или как да понаедут купцы… Довела проклятая старуха столичного господина до белого каления! Но всё же сделка состоялась.
Первый том "Мертвых душ" вышел в свет в мае 1842 года. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Волнения, связанные с изданием "Мертвых душ", материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни Гоголя. В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом "Мертвых душ". В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного расстройства. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома "Мертвых душ". А вскоре и сердце гения перестало биться. Незадолго до своей кончины Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Много лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики, как в литературе, так и в театре.
Ольга Пахтусова,
п. Юшала.
|