Начиная с середины весны этого года и в продолжении всего лета наш округ вместе со всем миром штормит – ненасытный коронавирус никак не успокаивается, забирая в свои сети всё больше и больше людей. Ситуация то стабилизируется, то вновь ухудшается. И мы уже, кажется, начинаем привыкать к новым реалиям: кто-то старается, а кто-то соблюдает все ограничительные мероприятия, чтобы не стать источником болезни и её распространения.
Но почти параллельно с пандемией наш район накрыла другая беда – за продолжительными проверками деятельности административно-хозяйственного учреждения и последовавшими наказаниями, произошло возбуждение громких уголовных дел на руководство Тугулымского городского округа. Долгое время мы просто молчали, дабы не будоражить и без того обеспокоенное общество. Но, как говорится, отсутствие официальной информации порождает слухи. И мы решили задать несколько вопросов прокурору Тугулымского района, советнику юстиции Г.А. Битюкову:
- Григорий Александрович, расскажите, пожалуйста, с чего у нас всё-таки всё началось? Я имею ввиду мероприятия, направленные на выявление нарушений в администрации ТГО.
- Прокуратурой района на системной основе осуществляется надзор за исполнением требований федерального законодательства, регламентирующего бюджетные правоотношения, в том числе в части целевого и эффективного использования бюджетных средств местного бюджета при заключении и исполнении контрактов для осуществления закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
Анализом работы на данном направлении установлено, что МКУ «Административно-хозяйственное управление Тугулымского городского округа», созданного в 2013 году для обеспечения деятельности органов местного самоуправления в сфере материально-технического, транспортного, хозяйственного и бухгалтерского обслуживания, на ежегодной основе доводятся значительные средства местного бюджета для выполнения поставленных задач. При этом объем закупок учреждения, проводимых в рамках конкурентных процедур, является незначительным, при размещении заказов в специальной информационной системе систематически допускаются нарушения требований закона к порядку и условиям их проведения.
Вместе с тем, на протяжении ряда лет, ни учредителем учреждения – Администрацией Тугулымского городского округа, ни отраслевым исполнительным органом местного самоуправления в области бюджетного контроля – Финансовым управлением проверок в данном учреждении не проводилось.
В связи с чем, в марте 2019 года прокуратурой района в учреждении проведена целевая проверка, вскрывшая многочисленные факты присвоения и растраты бюджетных денежных средств, материалы которой направленны в ОМВД России по Тугулымскому району для дачи уголовно-правовой оценки указанным деяниям.
- Скажите, пожалуйста, что инкриминируется каждому фигуранту и какое наказание возможно?
- В настоящее время предварительное следствие по указанным фактам окончено. Установлено, что бывшим директором и главным бухгалтером учреждения в период исполнения обязанностей с использованием служебного положения совершено хищение бюджетных денежных средств на сумму 15 441 315 рублей.
25 июля 2020 года прокурором района в отношении указанных лиц утверждено обвинительное заключение, которым им совместно инкриминируется совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160 УК РФ, а бывшему главному бухгалтеру также одного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ. Уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Тугулымский районный суд.
Санкциями указанных статей предусмотрено уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком до 10 лет.
- Насколько понимаю, главная составляющая нарушений – коррупция. Расскажите подробнее о возможных последствиях различных преступлений такого характера.
- К сожалению, да. Как показало расследование указанного уголовного дела совершению указанных преступлений способствовали коррупционные проявления со стороны бывшего начальника финансового управления Администрации Тугулымского городского округа, которая располагая достаточными данными о фактах нецелевого и неэффективного расходования денежных средств в МКУ «Административно-хозяйственное управление Тугулымского городского округа», не только не приняла мер к документированию указанных фактов и привлечению виновных к ответственности, но и из корыстных побуждений предложила бывшему директору учреждения систематически передавать ей за такое бездействие в качестве взятки денежные средства, на что последняя согласилась.
По данным фактам в отношении указанного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 – получение взятки в значительном размере, уголовное дело направлено в суд, по нему 15 июля 2020 года состоялся обвинительный приговор, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей с конфискацией сумм взятки в размере 105 000 рублей, а также с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления на срок 2 года. Приговор в настоящее время в законную силу не вступил, так как обжалован прокурором в связи с излишней мягкостью назначенного наказания.
Кроме того, в настоящее время правоохранительными органами в отношении лица, замещающего должность главы Тугулымского городского округа, а также заместителя главы расследуется ряд уголовных дел, связанных с подозрением указанных лиц в получении взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ), связанными с заключением и исполнением муниципальных контрактов, распоряжением муниципальным имуществом.
Санкциями указанных статей предусмотрено уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком до 15 лет со штрафом до семидесятикратной суммы взятки.
В настоящее время по делам проводится комплекс следственных мероприятий, направленных на сбор и закрепление доказательственной базы, установление имущества подозреваемых, юридическую оценку деяниям лиц, дававших взятки.
При этом считаю необходимым разъяснить, что дача взятки, а также посредничество являются уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. 291 и ст. 291.1 УК РФ, лица, виновные в указанных преступлениях, в зависимости от своей роли и размера взятки могут быть привлечены, также, как и взяткополучатели, к уголовной ответственности в вплоть до лишения свободы сроком до 15 лет со штрафом до семидесятикратной суммы взятки.
Вместе с тем, в силу примечания к указанным статьям УК РФ лица, после совершения преступления, добровольно сообщившие в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки или посредничестве в ее передаче освобождаются от уголовной ответственности.
В связи с чем, предлагаю читателям, узнавшим себя в описанных ситуациях, незамедлительно самостоятельно обратиться в прокуратуру района или Талицкий межрайонный следственный отдел с соответствующими заявлениями, не дожидаясь прихода сотрудников правоохранительных органов по местам жительства и работы.
- Вы работаете в нашем районе не в первом, есть опыт работы и на других территориях. Если не брать во внимание последнюю тему разговора, чем «грешит» наш район? Каких нарушений больше? Накладывает ли отпечаток близость Тюмени?
- Если анализировать результаты надзорной деятельности прокуратуры, то необходимо прийти к выводу, что, как и в целом по области, наиболее часто в поле зрения прокуроров подпадают вопросы жилищно-коммунального хозяйства, в истекшем периоде 2020 года выявлено 243 нарушения закона в указанной сфере, трудовых и социальных прав граждан – 362 нарушения, экологической безопасности и безопасности дорожного движения – 54 нарушения, что совокупно представляет более 77 % выявленных нарушений, которых в текущем году выявлено 846 (2,5 раза больше, чем в прошлом).
По выявленным нарушениям прокуратурой района в текущем году принесено 36 протестов, внесено 38 представлений.
По актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 26 лиц.
При этом, вызывает серьезную обеспокоенность снижение требовательности к подчиненным работникам, допустившим нарушения закона, со стороны руководителей органов и организаций района, оставляющих без должной юридической оценки их действия, повлекшие нарушения закона, принятие мер реагирования. Указанное в конечном счете ведет к длительному не устранению последствий нарушений, их повторному совершению.
В связи с вышеизложенным, в целях наиболее эффективного восстановления нарушенных прав граждан, прокурором в суды в текущем году направленно 415 исковых заявлений, за допущенные нарушения по постановлениям прокурора 16 должностных и юридических лиц привлечено к административной ответственности. Указанная практика будет расширена, в ходе надзорных мероприятий в каждом случае будет ставиться вопрос об административной, а при наличии к тому оснований и уголовной, ответственности руководителей органов и организаций, допустивших нарушения закона, прав и свобод граждан.
При этом, каких-либо негативных тенденций, влияющих на законность, обусловленных приближённостью району к иному субъекту Российской Федерации, прокуратурой не выявлялось. Обусловленные указанным фактом демографические, экономические и прочие процессы находятся не в правоохранительной сфере, а в сфере государственного и муниципального управления.
- Дефицит бюджета сказывается на нарушениях закона?
- Безусловно, устранение ряда нарушений требует финансовых затрат из местного бюджета, это и приведение в соответствие объектов инженерной-инфраструктуры и объектов недвижимого имущества муниципальных образовательных учреждений, и дороги местного значения, и аварийный жилой фонд.
Вместе с тем, никаких денежных средств не хватит, если их расходовать не по целевому назначению или неэффективно.
В связи с чем, как было отмечено выше, указанные вопросы находятся на постоянном контроле в прокуратуре, и состояние законности в данной сфере со всей очевидностью является неудовлетворительным, как в связи с описанными фактами, так и в связи с иными допускаемыми нарушениями бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок для муниципальных нужд.
Заказчиками допускаются факты неверного определения начальной цены, неправомерные отказы от проведения конкурентных процедур для определения поставщиков, приемки и оплаты не выполненных или некачественно выполненных работ, а также другая крайность - несвоевременная и неполная оплата выполненных работ.
В настоящее время в целях усиления персональной ответственности должностных лиц учреждений, получателей бюджетных средств, а также заказчиков, за допускаемые нарушения, повлекшие нецелевое и неэффективное расходование бюджетных денежных средств, излишнее расходование средств бюджета, проводится проверка, направленная на установление размеров таких излишних расходов, их взыскание с виновных лиц в порядке регресса. Необходимая положительная судебная и административная практика нами уже сформирована.
- Назовите, пожалуйста, наиболее сложные дела и какие решения по ним приняты?
- В настоящее время в качестве такого можно назвать ранее освещенное дело в отношении должностных лиц МКУ «Административно-хозяйственное управление Тугулымского городского округа», что в немалой степени было обусловлено длительностью периода преступной деятельности, ненадлежащим состоянием и ведением бухгалтерского учета в учреждении, остававшимся без внимания лиц муниципального бюджетного контроля. Вместе с тем, уверен, что наиболее значимые дела, их доведение до окончательного решения в целях обеспечения неотвратимости наказания виновных лиц, у нас еще впереди.
- Ваши пожелания всем.
- В первую очередь, с учетом складывающейся обстановки, здоровья, а в связи с этим соблюдения лично и членами ваших семей всех действующих на территории Российской Федерации и Свердловской области требований и ограничений санитарно-эпидемиологического характера.
Именно личная дисциплинированность каждого и неукоснительное соблюдение требований закона – непременный залог скорейшего прохождения пандемии.
Также прошу граждан, в случае, если вы столкнулись с фактами длительного не решения ваших вопросов со стороны уполномоченных государственных и муниципальных органов, вам стало известно о фактах коррупционных проявлений со стороны служащих, либо ваши права и законные интересы были нарушены иным образом, незамедлительно обращаться в прокуратуру района (в том числе посредствам сети Интернет на электронную почту tugulymsky@prokurat-so.ru) с соответствующими обращениями, по которым в обязательном порядке будут проведены необходимые надзорные мероприятия и при наличии оснований приняты меры прокурорского реагирования.
Беседу вела
Галина Анкушева.
|