Об осуществлении государственного контроля С 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный закон предусматривает внесение изменений в целый ряд различных нормативных правовых актов федерального уровня. В частности, им установлены особенности осуществления контрольных полномочий в сферах безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, защиты прав потребителей, промышленности, экологии, здраво- охранения, связи, строительства, жилищной сфере и др. Существенные изменения внесены в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон- троля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). В новой редакции изложена ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, содержащая перечень мероприятий и видов государственного контроля (надзора), к которым не применяются требования законодательства, устанавливающие порядок организации и проведения проверок. Также в новой редакции изложены понятия федерального и регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, расширено понятие государственного контроля (надзора) в ст. 2 Закона № 294-ФЗ. Так, отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пересмотрены и дополнены в ст.ст. 5, 6 Закона № 294-ФЗ полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по осуществлению регионального и муниципального контроля. В перечень оснований для проведения проверок, предусмотренный в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, включено новое основание – требование прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов. Закон № 294-ФЗ дополнен статьей 13.1, предусматривающей режим постоянного государственного контроля (надзора). Так, в целях предотвращения аварий и катастроф в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, контролерам предоставлена возможность установления режима постоянного государственного контроля (надзора), с непрерывным пребыванием инспекторов на объектах повышенной опасности и проведением ими необходимых мероприятий. Алексей АРЦЕР, старший помощник прокурора Тугулымского района, юрист 2 класса. ***
Изменен порядок распоряжения имуществом подопечного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанная статья дополнена нормой, согласно которой без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. В соответствии с действующим федеральным законодательством величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 247 за IV квартал 2011 года величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена в размере 6209 рублей на душу населения. Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, старший помощник прокурора Тугулымского района, юрист 2 класса. ***
О некоторых вопросах исковой давности в трудовом законодательстве Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. Такой же срок содержат положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Пленум) вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок. Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). В соответствии с п. 56 Пленума при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы учитывается, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Нина УДАРЦЕВА, помощник прокурора Тугулымского района, юрист 3 класса.
|