Шаг в бессмертие
В декабре этого года наша страна будет отмечать 75-летие разгрома гитлеровских войск под Москвой. В победу в этой жестокой и кровавой битве большой вклад внесли наши земляки-уральцы. Мы должны помнить о них и отдавать дань памяти.
В конце августа 1941 года под Камышловом в Еланских лагерях формируются сразу две стрелковые дивизии – 365 и 375, призыв в них идет по всей нашей области. С середины сентября начинается формирование еще 363 стрелковой дивизии. В эти дивизии Тугулымским РВК будет призвано более трёхсот человек. Средний возраст призывников – 30-35 лет, мужчины, имевшие свои семьи и прошедшие действительную службу в рядах РККА. Им всем предстояло встать на защиту Москвы в декабре 1941 года.
Осенью 1941 года Еланские лагеря представляли собой целую армию по численности, где почти каждый день формировались маршевые роты, уходившие на фронт, не хватало обмундирования, продовольствия и вооружения, были неутешительные вести с фронта, но уральцы уже настроились на борьбу с немецкими захватчиками, каждый из них хотел вернуться после победы над врагом домой, к своим близким.
Печальная участь была определена 365 стрелковой дивизии, она после праздника 7 ноября 1941 года выдвинулась на фронт, получив обмундирование и вооружение в городе Кинешме, там бойцы писали письма домой, для кого-то это были последние весточки родным, по которым сейчас можно найти, где воевал пропавший солдат. 6 декабря 1941 года 365 стрелковая дивизия вступила в первые бои. Уральцы, не жалея своих жизней, вели успешные, наступательные бои.
В наступлении дивизия, совместно с 8-й танковой бригадой, действовала на главном направлении – из района деревень Ручьи и Борщёвка наносила удар на Клин. Здесь-то и сказалась слабость штабов и неподготовленность командного состава. Маневрировать дивизия почти не могла. Населённые пункты, как правило, брались в лоб – фронтальной атакой. Отсюда и потери, две-три сотни человек за каждую деревеньку. Только в бою за Вьюхово было убито 272 человека. А сколько ранено! Спасибо танкистам, которые, взяв на броню пехоту, своими обходами заставляли врага оставлять населённые пункты. В первые дни наступления части дивизии освободили от врага деревни Захарово, Борщёво, Заболотье, Владыкино, Вьюхово, Березино, Бирёво, что дало дивизии выход к Ленинградскому шоссе севернее Клина.
В ночь на 9 декабря с помощью 8-й танковой бригады была взята деревня Ямуга и перерезано Ленинградское шоссе. Отбив все контратаки противника, части дивизии с утра начали выполнять задачу по окружению и взятию Клина. Но на подступах к городу, в Майданово, Маланьино, Полуханово, Голяди столкнулись с хорошо подготовленной обороной и сильным сопротивлением врага. 11 декабря дивизии удалось с ходу взять Голяди, но уставшие бойцы разбрелись по тёплым избам и были выбиты из деревни немецкой пехотой, поддержанной танками. Начались изнурительные атаки – деревня несколько раз переходила из рук в руки. 15 декабря 1941 года, освобождая город Клин, уральцы одни из первых входят в него, хотя и с большими потерями.
После взятия Клина дивизии была дана передышка. К завершению Клинско-Солнечногорской наступательной операции (20 декабря) от дивизии осталось около половины личного состава. Особенно большие потери понесли командиры и политработники. Не имеющие ни связи, ни опыта управления боем, находясь в первых рядах атакующих, они в буквальном смысле вели бойцов в атаку и гибли. С января 1942 года дивизия ведет бои подо Ржевом. В самый разгар наступления на Ржев был задействован 1215 полк. Он ворвался на окраину Ржева в районе известкового завода, и весь погиб. Только в августе 1979 г. была найдена штабная землянка, где находились несколько сейфов, 2 пишущие машинки, 5 касок и 2 трупа. Так стало известно о судьбе этого полка. Остатки дивизии погибнут в середине февраля 1942 года в Мончаловских лесах под Ржевом в окружении. Документы по дивизии будут уничтожены. И полетят в уральские города, деревни и села тысячи похоронок: «Ваш отец, муж, брат пропал без вести». Они не пропали, они с честью выполнили свой долг и дрались до последнего патрона. Кидаясь с гранатами под танки, уральцы не дрогнули и не отступили ни на шаг. Мы должны всегда помнить об этом. Вечная им ПАМЯТЬ!
В 365 стрелковой дивизии воевали тугулымцы: Белопухов Харлам Емельянович 1902 г.р., Васи- льев Дмитрий Георгиевич 1904г.р., пулемётчик 1211 стр.полка, Боровинский Иосиф Маркович 1906 г.р., Буторов Константин Николаевич 1905 г.р., Номкин Степан Михайлович 1903 г.р., Дорофеев Дмитрий Алекс. 1901 г.р., Байнов Лаврентий Григорьевич 1905 г.р., Долгих Матвей Киприянович 1909 г.р., разведчик 1915 стр.полк, Паздерин Изосим Самойлович 1901 г.р., артиллерист, Максимов Иван Михайлович 1910 г.р., Девяшин Родион Григорьевич 1901 г.р., Девяшин Иван Григорьевич 1903 г.р., Борболин Пётр Давыдович 1905 г.р., Тарасов Иван Никитич 1910 г.р., Двоеглазов Фёдор Антонович 1907 г.р., Жерновиков Василий Николаевич 1902 г.р., Прытких Трофим Николаевич 1904 г.р., Берегов Пётр Терентьевич 1901 г.р., Кокшаров Пётр Иванович 1913 г.р., Жерновиков Иван Филиппович 1900 г.р., Мотовинских Петр Иванович 1901 г.р., Голенецких Корней Петрович 1907 г.р., Бутяев Василий Петрович 1909 г.р., Тишинских Николай Иванович 1912 г.р., Кармакских Николай Андреевич 1904 г.р., Саможкин Иван Иванович 1900 г.р., Меньшиков Иван Алекс. 1904 г.р., Мостовщиков Павел Николаевич 1905 г.р., Мостовщиков Степан Игнатьевич 1901 г.р., Кокшаров Александр Алекс. 1902 г.р., Беленков Павел Васильевич 1912 г.р., Коновалов Егор Васильевич 1903 г.р., и ещё десятки тугулымцев, отдавших свою жизнь за нашу Родину.
Сейчас по данным дивизиям собирается материал для книги «Уральские стрелковые. Битва за Москву». Наши земляки не должны бесследно уйти в небытие со временем, все должны знать, кто именно спас столицу нашей Родины – Москву в декабре 1941 года. Убедительная просьба, кому дорога ПАМЯТЬ о своих родных, воевавших под Москвой и Ржевом зимой 1941-1942 годов, откликнуться. Так же идет работа по поиску пропавших без вести, порой она дает положительные результаты. Еще раз хочу сказать вам, дорогие уральцы, нам нужно оставить достойную ПАМЯТЬ о тех, кто родился и жил на одной с нами земле. По всем вопросам обращаться в редакцию газеты или звонить по телефону: 8(908) 9143157.
С уважением,
Александр Соловьев,
г.Североуральск.
Воспоминания о детстве
Жительница села Трошково Фаина Яковлевна Тартышева не могла слышать, как в предутренней тишине ревом самолетов, грохотом гусениц танков и гулом моторов огласилась война. Это вероломное нападение фашисткой Германии на нашу страну случилось за два месяца до её рождения. Тогда весь народ сплотился вокруг правительства. Все были уверены, что враг будет разбит. Победа будет за нами.
Многие отцы детей войны не вернулись домой, в их числе и отец Фаины Яковлевны. Его призвали в июле. От него было одно единственное письмо с дороги на фронт. Написал, что везут на Москву. А в январе 1942 года пришла похоронка.
Как жилось «безотцовщине» в послевоенные годы Фаина Яковлевна рассказала нам, членам совета ветеранов, когда мы пришли её поздравить с юбилеем.
«Родилась я пятым ребенком в семье. Старшим было 9, 7, 5, и 2 года. Жили очень и очень трудно. Никогда не забыть мне холода, голода этих военных лет. Бывало только сойдет снег, и мы в поле за гнилой картошкой, ноги примерзали к земле. Маму видели редко, только ночью она была дома, брякала корытом, стирала на нас. В войну я год прожила у маминой сестры, но потом заплакала, так захотела к родным, отправили военным эшелоном домой.
В самые тяжелые послевоенные годы платили налоги, сдавали молоко. Да, что угодно готовы были делать, лишь бы больше не повторилась война. Не дай бог пережить такое».
Фаина Яковлевна окончила 7 классов Ошкуковской школы, а до десятого доучивалась в Тугулымской, три года сюда ходила пешком. Поступила в училище связи в г. Пермь. Приехала на практику в Двинку и десять лет работала телеграфисткой на почте. Перешла в совхоз «Двинский» сначала бухгалтером, а потом экономистом. Ее трудовой стаж 40 лет, она ветеран труда. Вырастила сына и дочь, теперь у неё четверо внуков.
Мы от души желаем этой скромной женщине здоровья и долгих лет жизни. Пусть только светлым и мирным будет небо над нашей страной – великой и непобедимой Россией!
Нина Потанина, председатель ветеранской
организации с. Трошково.
«Горькая память Урала»
Под таким названием 29-30 сентября проходил семинар Уральского общества Мемориал, где мне удалось побывать. А посвящался он истории репрессий 30-50-х годов ХХ века.
Первый день семинара – лекции и дискуссии. Горячие споры участников семинара вызвало выступление руководителя общественной правозащитной приёмной «Мемориала» (г. Пермь) Ирины Дмитриевны Кизиловой об альтернативной гражданской службе. Ирина Карацуба, историк, публицист, радиоведущая (г. Москва) рассказала о том, как с течением времени менялись интерпретации отечественной истории в школе. Декан юридического факультета Гуманитарного университета Светлана Игоревна Глушкова (г. Екатеринбург) дала информацию о различных мероприятиях и проектах, которые организуются университетом и существующей при нем Ассоциацией преподавателей права Свердловской области. Каждый участник семинара получил папку с материалами по истории репрессий.
Второй день был посвящен экскурсиям. Мы посетили мемориальный комплекс жертвам политических репрессий на 12-м километре Московского тракта. Здесь поименно названы все расстрелянные Свердловским НКВД в годы большого террора. Оказывается, расстрелы производились в самом центре города на улице Ленина, 17, непосредственно в подвалах НКВД. Именно в Свердловск привозили арестованных по «расстрельным» делам. Мы бродили по огромному комплексу с бесчисленными именами на плитах (более 18 тысяч!), как по развалинам древней цивилизации – Помпеи или Трои... Остановились у плиты с именем – Окуджава Ш.С. 1901-37гг. Булат Шалвович всю свою жизнь искал место упокоения отца, а это место оказалось совсем недалеко от Екатеринбурга.
Затем мы побывали на Широкореченском мемориале воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг. К 70-летию Победы на мемориале зажгли Вечный огонь. Пламя для него доставили с Могилы Неизвестного Солдата в Москве во время Всероссийской «Эстафеты Вечного огня».
И оказалось, что совсем рядом есть ещё одно памятное место – небольшой огороженный участок, на котором стоит знак в память о немецких военнопленных. На камне надпись на русском и немецком языках: «Здесь покоятся военнопленные Второй мировой войны». Это камень примирения. В настоящее время он является напоминанием о необходимости примирения, понимания и мира. Как сообщил профессор Уральской государственной юридической академии Владимир Мотревич, в том месте в первые послевоенные годы было похоронено 55 человек. Там покоятся не только граждане Германии, но также Венгрии, Румынии и даже один японец. На двух плитах на русском и немецком языках указаны населённые пункты Свердловской, Курганской и Тюменской областей, в которых есть захоронения военнопленных других наций.
Материалы с горькими воспоминаниями очевидцев и реальные места гибели людей оставили тяжёлые впечатления. Но это история нашей страны, Урала, и эту память нужно сохранить и передать грядущим поколениям.
Татьяна Киселёва, руководитель музея истории Тугулымской школы.
|