Есть поэты, которые дали своей эпохе имя – Пушкин, Блок, Есенин. Без их классического слога их время невозможно представить. Но есть и композиторы, не назвавшие эпоху, не описавшие ее, а пропевшие. Александра Николаева Пахмутова одна из тех немногих людей, которые определили своим творчеством лицо и смысл двадцатого века огромной страны.
В Юшалинской библиотеке состоялся вечер, посвященный творчеству поистине народного композитора, в рамках мероприятий Года Культуры.
Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года, в семье старого большевика Николая Андриановича Пахмутова. Всю жизнь музыка была его самым любимым досугом. Да и не только досугом: в трудные 20-е годы во времена «немых» фильмов, музыка служила для Николая Андриановича – главы большого семейства – дополнительным источником заработка. Частенько вечером, после работы на заводе, отправлялся он в кинотеатр и садился за рояль. Публика, слушая игру пианиста-импровизатора, и не подозревала, что перед нею самоучка.
Маленькая Аля с раннего возраста стала проявлять интерес к музыке, а в пять лет написала свою первую пьеску «Петухи поют». Отец, видя способности дочери, всеми силами стремился дать ей музыкальное образование. В 1943 году, с трудом уговорив жену, Николай Андриановича отвез четырнадцатилетнюю Алю в Москву. Ее принимают в Центральную музыкальную школу, лучшую в стране. А через два года на экраны Москвы вышел документальный фильм «Юные музыканты», поставленный режиссером Верой Строевой. Здесь впервые встретилась Пахмутова с широкой аудиторией слушателей. Большелобая девочка, сурово нахмурясь, играла фрагмент из сонатины для фортепиано.
Несколько лет спустя, уже в студенческие годы, Александре Пахмутовой посчастливилось написать сочинение, о котором заговорила печать. В консерватории был объявлен конкурс на лучшую песню ко Дню Советской Армии. Первую премию получила песня «Кавалерийская» на слова Юлии Дружининой, написанная студенткой пятого курса Александрой Пахмутовой. Так начался творческий взлёт великого композитора.
Многие ее произведения посвящены советской молодежи; ее жизни, трудовым подвигам и героическим делам. Эпиграфом сочинениям Пахмутовой могли бы служить строчки из «Песни о тревожной молодости»: «Меня мое сердце в тревожную даль зовет!» Впервые эта песня прозвучала в 1956 году в кинофильме «По ту сторону». Она рассказывает о героях Гражданской войны, но вместе с тем ее содержание шире. Это образ советской молодежи, поэтическое олицетворение подвига.
В том же 1956 году в музыкальной редакции детского радиовещания произошла встреча Александры Пахмутовой со своим будущим мужем, тогда ещё актёром Театра юного зрителя, Николаем Добронравовым. Их попросили сочинить вместе песенку о летних каникулах «Лодочка моторная». «На этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни», – шутит Николай. Уже более полувека они вместе: он пишет стихи, она – музыку. Практически все их песни стали хитами и народным достоянием.
Александра Пахмутова создала немало произведений о Великой Отечественной войне: «Песня-сказ о Мамаевом кургане», «Малая земля», «Поклонимся великим тем годам». Музыка необъяснимой силой захватывает, передаёт патриотический дух сурового военного времени, призывает не забывать подвиг отцов и дедов.
Вспомним дни московской олимпиады 1980 года. Огромный Мишка плывет, держась в воздухе за воздушные шары. И такая неповторимая, грустная мелодия А. Пахмутовой: «До свиданья, Москва, до свиданья, олимпийская сказка, прощай»!
Одна из самых лирических песен творческого союза Пахмутова-Добронравов – это песня «Я не могу иначе», написанная в 1982 году стала визитной карточкой Валентины Толкуновой.
Всем известна песня «Надежда». Пахмутова и Добронравов хотели, чтобы их песню пел Иосиф Кобзон, посчитав, что она «мужская». Но певец отказался от нее. Тогда они послали слова и ноты нескольким исполнителям, в том числе и Анне Герман. Именно в ее исполнении «Надежда» получилась лучше всего и стала классикой. А у космонавтов вошло в традицию слушать эту песню перед полетом.
Песня «Старый клен» была написана для фильма «Девчата». Казалось бы, простая мелодия ничем не удивляет. На тех же чёрно-белых клавишах сочинены и спеты миллионы песен и мгновенно забывшихся «хитов». А «Старый клен» живет. Почему? Нет ответа на этот вопрос. Единственно знаем, что мелодика у Пахмутовой абсолютно естественна и органична. Это – дар! Ей просто дано природой, Богом складывать ноты таким образом, что они сплетаются в неразрывную нить и кажется, что песни эти жили всегда. Вот и на нашем вечере все дружно подхватывают такие родные слова, выводя знакомую с юности мелодию. Ведь вся большая и трудная жизнь прошла с этими песнями.
Ольга ПАХТУСОВА,
п. Юшала.
|