ПРЕДИСЛОВИЕ
История этого исследования началась в 1996 году, когда я только начал работать в администрации Тугулымского района в должности главы администрации посёлка Луговской. Однажды, зашёл в районный краеведческий музей, желая получить информацию об истории возникновения и развития посёлка. Но, к сожалению, ни о Луговском, ни о населённых пунктах, расположенных по берегу реки Пышма: д. Луговая, д. Пилигромова, д. Нижняя Коркина, д. Дёмина, д. Малахова, с. Яр информации в музее не оказалось.
С того момента и по 2011 год собирал информацию по истории родного края, которую отобразил в данном исследовании «История забытых деревень».
В ходе работы использованы:
- архивные материалы, предоставленные историками Мосиным Алексеем Геннадьевичем и Коноваловым Юрием Витальевичем;
- материалы административного справочника Свердловской области;
- материалы из книги В.В.Торопова «50 лет Тугулымскому лесхозу»;
- материалы из похозяйственных книг населённых пунктов Луговского сельского совета, Тугулымского района за 1955 год;
- материалы исследовательских работ.
Станислав Злобин,
д. Пилигримова.
ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
Беляковское село, бывшая Беляковская слобода, расположенное на правом берегу реки Пышма, основано в 1646 году. Название своё слобода получила от речки Беляковка, впадающей, ниже в реку Пышма с правой стороны. Согласно административного деления 1822 года, Беляковская слобода входила в состав Камышловского уезда Пермской губернии и находилась в крайней восточной части уезда и губернии, граничила с Тюменским уездом Тобольской губернии.
В Беляковской слободе находилась Богородицкая церковь, где вёлся учёт населения или прихожан. Население прихода было русское, православное, но немало проживало и раскольников. Приход состоял из сёл и деревень, расположенных на берегу реки Пышма и её притоков: р. Беляковка, р. Рамыл, р. Ретин, р. Грозина, р. Кила. Все селения прихода были образованы в период с 1646 по 1710 годы.
Согласно переписи 1710 года, в приход входили следующие деревни: Снигирева, Коркина, Яровская, Малаховская, Демина Савинская, Нижняя Коркина, Пилигримова, Верхняя Арамыльская, Нижняя Арамыльская, Килинская, Потоскуевская, Озерная, Мельнишная, Погадаева, Белякова, Тарасова, Енидорцова, Верхняя Ретинская, Мохирева, Ретинская, Жаравлёва, Пожарище, Урюмская.
Всего в Беляковской слободе насчитывалось 349 дворов, в которых проживало 2604 прихожан в том числе: 1277 – мужского пола, 1327 – женского пола.
В книге «Приходы и Церкви Екатеринбургской епархии», издательства Братства Св. Праведного Семиона, Верхотурского чудотворца, напечатанной в типографии Ф.К. Хомутова в 1902 г., мы находим данные, что в состав прихода Беляковской слободы также входила деревня Крутиха.
В Беляковской слободе всех прихожан насчитывалось 3752 человека, в том числе мужского пола – 1814, женского пола – 1938; все они были крестьянами, занимались земледелием.
Выделим населённые пункты, ранее входившие в состав селений Беляковской слободы, которые в настоящее время входят в Тугулымский район:
- Яровская деревня, с 1928 года – деревня Яр, с 1975 года – село Яр.
- Малаховская деревня, в настоящее время – деревня Малахова.
- Демина деревня, с 1975 года – село Дёмино.
- Савинская деревня, затем деревня Савина, в настоящее время не существует – вошла в состав села Дёмино.
- Нижно-Коркина деревня, с 1869 года деревня Нижнекоркина, с 1902 года деревня Нижнее-Коркинская, в настоящее время – деревня Нижняя Коркина.
- Пиригримова деревня, в настоящее время – деревня Пилигримова.
- Кылинская деревня, с 1869 года – деревня Килинская (Кыла), с 1902 года – деревня Кила, с 1940 года – деревня Луговая.
- Арамыльская деревня, с 1710 года – деревня Нижняя Арамылская, с 1869 года – деревня Рамыльская, с 1902 года – деревня Рамыль, с 1928 года – деревня Большой Рамыл.
- Збродовская деревня, с 1710 года – деревня Верхняя Арамылская, с 1869 года – деревня Збродова, с 1902 года – деревня Сбродова, с 1928 года – деревня Малый Рамыл.
- Комарова деревня, в настоящее время – деревня Комарова.
- Потоскуевская деревня, в настоящее время – деревня Потаскуева.
Проанализировав вышеизложенную информацию, пришел к выводу, что в 1710, 1869, 1902 годах проводились административные реформы в государстве. Прирост населения в слободе за два века составил 1148 человек или 44%.
Население занималось освоением земель для земледелия, корчевали лес, распахивали поля, очищали пойменные луга от кустарника, для сенокошения. Это был очень тяжёлый, изнуряющий труд, так как все работы выполнялись вручную. Кроме расширения земельных угодий они сеяли хлеб, растили скота, занимались текущей работой, чтобы накормить, одеть себя и семью. Занимались ремеслом: ткали холсты, делали глиняную посуду, берестяные туеса, из дерева изготавливалась вся домашняя и хозяйственная утварь.
Люди целиком и полностью были заняты обеспечением своего существования, и чем больше семья, тем легче ей жилось.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
В октябре 1917 года, возможно, никто из жителей деревень Беляковской слободы не ведал, что в Петербурге свергнуто временное правительство, и вероятно, большинство из них даже не знали о его существовании. Весть о революции и смене власти в наши края дошла гораздо позже.
Люди продолжали жить по своим сложившимся обычаям, привычкам, их объединяли общие взгляды на жизнь и единое вероисповедание.
Рассмотрим уклад жизни населения деревень: Нижняя Коркина, Дёмина, Пилигримова, Кила (Луговая), Крутиха.
Жители этих деревень в большинстве были раскольниками, в простом обиходе их называли «двоедане». В настоящее время данное направление религии по-прежнему существует и его последователи называются «древне-православные христиане».
Рассмотрим историю деревни Пилигримова, которая являлась, по нашим предположениям, центром сообщества по вере.
Первая причина такого вывода – название произошло от слова Пилигрим-паломник, поэтому можно предположить, что деревню основали сугубо верующие люди.
Вторая причина – наличие места захоронения (кладбища). Мы пришли к такому выводу после проведения исследовательских работ на местах захоронений.
Деревня Нижняя Коркина не имела своего кладбища. И даже в настоящее время ее умерших жителей хоронят на кладбище у деревни Пилигримова.
Деревня Дёмина до 1970-х годов также не имела своего кладбища и ее умерших жителей – приверженцев древне-православной веры – хоронили на Пилигримовском кладбище.
Деревня Крутиха не имела своего кладбища, умерших ее жителей также хоронили на Пилигримовском кладбище. Данный факт подтверждён уроженцами д. Крутиха, которые в настоящее время проживают в п. Луговской.
Деревня Луговая имеет своё кладбище, на котором начало захоронений, по моим предположениям, датируется 1930 годом. До этого умерших жителей деревни Кила хоронили на кладбище у деревни Пилигримова. Место захоронения в деревне Кила основано атеистами. Одно из первых захоронений – братская могила, где покоятся два бойца продразвёрстки: Дёмин Иван Яковлевич и Конищев Василий Иванович, убитые врагами (на памятнике нет даты захоронения).
На кладбище д. Луговая находится 694 захоронения. Самая ранняя дата захоронения – 1931 год. Надписи сохранились на 446 надгробиях. На 248 надгробиях надписи не читаются, что означает, что за данными захоронениями не ухаживают, хотя и расположены они среди захоронений поздних лет.
Начиная с 1981 по 2002 годы на кладбище д. Луговая захоронено 235 человек. В среднем хоронили по 11 человек в год, в 2008 году – 14 человек, в остальные годы количество захоронений меньше. Это дополнительно подтверждает гипотезу, что кладбище существует примерно 80 лет.
Возникает вопрос: почему такое большое кладбище у небольшой деревни? На нём похоронены умершие жители населённых пунктов: п. Квартал 190 (Грибного), п. Первомайский, п. Квартал 76, п. Квартал 53, п. Антоновский, п. Черненский, п. Атлыково, д. Крутиха и п. Пышма. В посёлке Пышма кладбище открыто только в 1961 году.
(Продолжение следует).
|