Все родители, без исключений, желают, мечтают, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми, успешными. Это вполне нормально и естественно. Но не всегда и далеко не все родители учитывают природные особенности своих детей, то, что дано им от рождения.
В одном из своих произведений Владимир Набоков описывает, как один из его героев мечтает о будущем своего маленького сына. Он представляет его известным писателем, который купается в лучах славы и успеха. На самом деле его ребенок оказался аутистом, но с сохранным интеллектом. Всякое общение с другими для мальчика являлось настоящим мучением. В будущем, все-таки, из него сделают публичного человека, используя его интеллектуальные данные. Он станет известным шахматистом. Но какой ценой? В конце повести герой сойдет с ума и выйдет в окно с верхнего этажа.
Всем хорошо известно, что все люди разные. Но в чём заключается эта разность?
Екатерина Сокальская, известный психотерапевт, коуч, на своих лекциях рассказывает о том, что всех людей можно подразделить на четыре типа, на четыре энергетических матрицы. Для описания особенностей каждой матрицы она использует образ дерева. Образ дерева проще воспринимается и легче запоминается. К четырем матрицам она относит корни, ствол, листики и плоды. Сок дерева ассоциируется с энергией человека.
Особенность корневой матрицы заключается в том, что корни начинают функционировать весной, когда набухают почки. Почкам нужно питание, возникает ситуация необходимости. Тогда корни напрягаются и начинают работать, потому что надо. Ключевое слово, надо. Для ребенка с корневой матрицей характерны: во-первых, отсутствие внутренней мотивации. Если у него нет внешнего напря- жения, необходимости, то ему трудно заставить себя что-либо делать. Но если он знает, что завтра зачет, контрольная или экзамен, тогда у него появляется энергия, приходят мысли, начинает работать память, появляются силы. Во-вторых, ему необходимо чувствовать свою нужность. В нашем мире у каждого, по большому счету, есть своя задача. Так вот у корней задача – жить для других. В-третьих, ребенок с корневой матрицей позитивно реагирует на напряжения. Ему жизненно необходимо ставить цели, задачи не «по зубам». Чем сложнее задачи, тем больше «выхлоп». Если такие задачи не ставить, то этот ребенок начнет командовать, будет выносить «мозг» родителям, учителям, изобретет себе проблему и будет решать не свою жизненную задачу, а свою проблему. Воспитание такого ребенка очень специфично. Чтобы у него не возникло чувство несправедливости (из-за того, что ему приходится работать для кого-то или не работать, например, в классе) и, чтобы корень не уходил в негатив, важно показать ребенку, что он есть часть мира. И эта огромная часть мира участвует в его жизни, и является тем самым двигателем, через который у него так все хорошо складывается. Воспитать в нём чувство уважение к людям, чувство благодарности, любви. Ребенок корневой матрицы будет счастлив, когда согласится со своим чувством долга.
Особенностью стволовой матрицы является то, что сок свободно идет через ствол только тогда, когда нет перетяжек, блоков, заторов, то есть, нет напряжения. Чтобы ребенку стволовой матрицы приходили в голову мысли, идеи, ему главное – не напрягаться, не заботиться, ни за что не отвечать. Любой вариант ответственности и сроки не пускают в его жизнь творчество, возможности, здоровье. Стволы по своей природе исполнители, работники. По большому счету – мастера, которые могут создавать шедевры. Главный навык, который надо у таких детей развивать – это умение делать. Когда они начинают делать, к ним по ходу приходят мысли, идеи, что и как надо делать. У них прекрасная интуиция и связь с пространством. Ребенку стволовой матрицы нужен значимый взрослый, который научит его послушанию. Научит не подчинению, а умению слышать, пробовать, смотреть, что получилось и делать дальше. Из стволов получаются гениальные программисты, врачи, учителя. Ствол также может стать и генеральным директором предприятия, если в детстве его научили сбрасывать напряжение.
Дети листиковой матрицы с раннего возраста знают, кем они будут, знают сферу своей деятельности. У них стойкий интерес к определенному делу, они живут своим делом и служат своему делу. Таких детей называют «поцелованными», талантливыми. Им легко все дается. В то же время они являются заложниками своего таланта, так как ничего другого делать не могут и не умеют. Главной опасностью для листиковой матрицы является эмоциональное выгорание. При эмоциональном выгорании интерес начинает гаснуть. Поэтому одной из основных задач для них является следить за качеством жизни. Это своевременный отдых, режим дня и полноценный сон.
Матрице плодов свойственно создавать новые, живые, работающие системы. Так как любой плод дает семена, из которых что-либо произрастает. Дети этой матрицы обычно становятся учителями, преподавателями, наставниками. Главной задачей для них является желание отдавать, делиться и не ждать благодарности. А испытывать чувство гордости за тех, кто вырос под их крылом. Взамен им даются новые возможности, силы и здоровье. Одним из главных, возможно, самым главным, проявлением любви родителей к ребенку является то, чтобы показать ему, как он устроен, к чему он предрасположен и научить его этим пользоваться.
Уважаемые родители, чтобы ваши дети были здоровы, счастливы и успешны, учитывайте их особенности, данные им от природы. Тогда будет большая вероятность, что ваши мечты осуществлятся и надежды оправдаются.
Людмила Панова, психолог
«СРЦН Тугулымского района».
|