Каждый раз, как только позволяет погода, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Невольно вспо-минаешь свое детство, с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко. Расскажу о том, как интересно и увлекательно можно использовать песочницу. Работая с детьми в песочнице можно проводить игры, занятия, а также здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты. Можно включить игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое». Кинестетические ощущения получаем во время движения. Можно использовать игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения ( машинки, змейки и др); - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо пофантазировать, отгадать: кому они принадлежат? Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учим детей прислушиваться к себе и проговари-вать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Исследуя деятельность детей с песком, можно сделать вывод, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у детей повышается познавательный интерес; - во время занятий с песком исчезают страхи и напряжение; - дети становятся «маленькими художниками» и чувствуют себя более успешными. Светлана Соболева, учитель-логопед МДОУ №7 «Мишутка». |