(из выступления перед кабинетом министров) Владимир Путин отметил, что уже есть качественные изменения во всей сфере образования. Это и создание федеральных университетов, и исследовательских университетов, и система грантов, и развитие малого предпринимательства при вузах. Но нужно укреплять, по мнению премьер-министра, общеобразовательное пространство страны. "И, несмотря на то, что эта сфера относится к муниципальному и региональному уровню, мы не должны делать вид, – сказал Владимир Путин, – что нас это никак не касается”. Председатель Правительства заявил, что сегодня сформулировал поручение Министерству образования и науки, чтобы была уже начата работа по подготовке этой программы. С учётом особенностей России – это непростая задача: территория огромная, школ, учреждений много по всей стране, в т.ч. малокомплектных. Они достаточно дорогие, качество образования там далеко не всегда отвечает современным требованиям. Как сделать так, чтобы и школы не закрывать, и качество образования поднять, и сократить расходы? Создание базовых образовательных центров с филиальной сетью – это один из способов решения этой проблемы при улучшении возможности дистанционного образования с использованием совре- менных средств. Для нашей страны с огромной территорией это может быть выходом. Управленческие издержки в этом случае сократятся. – Также действительно можно укрепить материально-техническую базу, пояснил Владимир Путин. – Если выделять на это средства федеральные, то возможно делать действительно общую программу и контролировать её исполнение при софинансировании со стороны регионов. Регионы тратят на образование примерно 620 млрд. рублей, из них 170 млрд. – муниципалитеты. Из региональной части примерно 560 млрд. идёт на заработную плату во все виды учреждений, за которые отвечает регион. 620 и 560 – на зарплату. Значит, разница – примерно 60 млрд. рублей. Эти деньги идут на капитальные ремонты и оборудование. В чём заключается предложение? Федеральный центр мог бы помочь регионам в части приведения в порядок этих учреждений, а те средства, которые у них будут высвобождаться за счёт федерального бюджета, они должны направить на повышение заработных плат учителей. Конечной целью мероприятий подобного рода является доведение средней зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны. К сожалению, разница растёт между средней заработной платой по экономике и учителей. В 2009 году уровень упал в среднем по стране и составил 18 тыс. в месяц. В 2010 году он уже подрос. На сегодняшний день этот показатель равен 20,01 тыс. в среднем по стране. В течение этого года ожидается средняя заработная плата в размере 23 400, где-то поближе к 24 тысячам. Это прогноз Министерства экономического развития. Зарплата учителей растёт очень медленно. В 2009 году она была 13-14 тыс. То есть, разрыв между средней по экономике и доходами учителей быстро растёт, а это негативная тенденция, нужно сделать всё, для того чтобы её купировать. Сделать это непросто. В некоторых регионах, например в Москве, это уже достигнуто. А в некоторых – разрыв очень большой, и там сделать в один удар очень сложно. – Я надеюсь, – сказал Владимир Путин, завершая тему об образовании, – что эта программа, которую можно было бы разработать и внедрить, будет существенным дополнением ко всем другим программам, инициативам, которые сейчас у нас внедряются в образование, в том числе известная программа «Наша новая школа». Это потребует определённых решений и на законодательном уровне. Я надеюсь на вашу поддержку. В этой связи, конечно, очень важна будет роль «Единой России» на местах, с тем, чтобы партийные организации «Единой России» в законодательных региональных собраниях тоже активно включились в плане контроля и софинансирования в подготовку этих проектов, подготовку региональных программ модернизации образования.
|