Многим родителям кажется, что речь ребенка развивается хаотично, но это далеко не так. Дети разных народностей осваивают родной язык в одной и той же последовательности. Развитие речи ребенка происходит благодаря общению с окружающими людьми, прежде всего, с родителями. С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начинает узнавать голос матери. Примерно к трем месяцам малыш начинает издавать протяжные, похожие на гласные звуки в ответ на обращенную речь взрослого (гулит). От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те же звуки, внимате-льно смотрит в лицо взрослого, визжит, смеется. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги похожие на «ма», «ба», «ла» (лепечет). С девяти до двенадцати месяцев малыш имитирует цепочки двойных слогов: «ма-ма», «да-да», «па-па». На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. Годовалый ребенок активно использует для общения с окружающими жесты. Они означают: «посмотри на...», «дай мне...». Однако постепенно речь становится основным способом общения и вытесняет жесты. Примерно с полутора лет начинается поступательное развитие речи малыша. От полутора до двух лет активный словарь ребенка может увеличиться до 25, а у некоторых детей до 90 слов. Количество произносимых слов - индивидуальный показатель развития речи, который зависит от разных причин - «речевой» активности родителей и окружающих, здоровья и познавательного развития самого ребенка. В конце второго - начале третьего года жизни в речи детей появляются предложения, состоящие из двух слов. У некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов. Первые двухсловные предложения состоят, в основном, из существительных и глаголов или прилагательных. Например: «Дать пить». К трём годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Теперь малыш говорит не только о предметах и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед глазами. Например: о папе, который ушел на работу, вспомнить машину, которую видел на улице. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду, есть, посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму». Ребенок как губка впитывает словесные оценки и суждения взрослого, которые часто становятся его собственными словами. Неосторожно произнесенная мамой фраза: «Что-то каша сегодня получилась не очень вкусная», может привести к тому, что ребенок откажется есть ее после первой ложки, мотивируя свой отказ словами: «Каша - невкусная». Развивается и произносительная сторона речи: к 3 годам многие дети правильно и четко произносят многие звуки: гласные - А,У, И,О; согласные - М,Б,П,Д,Т,Н,В,Ф,К,Г,Х, хотя речь малышей не всегда понятна окружающим. Физиологическими звуками в этом возрасте являются: - отсутствие шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены другими звуками; - отсутствие звука Р или замена на Л, ЛЬ, В, И; - нарушение произношения звука Л - его смягчение, замена на И. Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к специалисту - логопеду, чтобы получить рекомендации, и при необходимости - назначить незамедлительное лечение. В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда? * У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов. * Малыш не использует речь как средство общения с окружающими. Он может говорить слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации. * Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса). * Малыш заикается. * Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков - во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или « хлюпающий» характер. Что можно сделать для развития речи ребенка? 1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике - в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать. 2. Побуждайте ребенка рассказы-вать вам о том, что он делает. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопро-вождая их словесными комментариями. 3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказы-вайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово. 4. Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша. 5. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая ритм. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка. Светлана СОБОЛЕВА, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ № 7 «Мишутка». |