Кто-то из древних мудрецов сказал, что все проблемы и неприятности у нас возникают от нашей невежественности. Если бы меня спросили лет двадцать назад, знаю ли я что-нибудь о возрастных особенностях развития детей, а в то время моей дочке было всего два годика, я с недоумением посмотрела бы на того человека. Слава богу, обстоятельства сложились так, что в скором времени мне пришлось вплотную заняться изучением психологии, в том числе и возрастной. А, как известно, кто ознакомлен, тот вооружен. Думаю, что экскурс и усвоение психологической науки во многом помогли мне в воспитании дочери. В настоящее время, занимаясь психологическим консультиро-ванием, а также коррекционно-развивающей работой с детьми и подростками, поняла, что у многих родителей наблюдаются большие пробелы в этой области. Поэтому, с целью профилактики возникновения конфликтов между детьми и взрослыми, а также возникновения других проблем, мне хочется поделиться с читателями своими знаниями и опытом. Известный российский психолог Юлия Гиппенрейтер пишет, что с момента рождения, у ребенка, кроме физиологических потребностей, существуют две психических потребности - это потребность в общении и познавательная потребность. Без общения со взрослым человеком младенец просто погибнет. Обычно спрашивают: «А как же быть с Маугли? Ведь Маугли вырос среди волков». Но это всего лишь сказка. Как говорится в пословицах: «С волками жить – по-волчьи выть» или «С кем поведешься, от того и наберешься». Истинно человеческое проявляется в людях именно в процессе общения с людьми, возникают и развиваются человеческие сознание и речь, которые делают человека социальным. А качество общения свидетельствует о социально адаптивном либо социально неадап-тивном ребенке. Познавательная потребность у ребенка возникает, если можно так сказать, автоматически, потому что рождаясь ребенок попадает совершенно в другую среду и из чувства самосохранения он начинает изучать посредством органов чувств окружающее его пространство. Эти две психические потребности, как две стороны одной медали, будут сопровождать человека всю его жизнь. От того насколько они будут развиты, будет зависеть успешность его жизни. Каким образом, ребенок или уже взрослый человек строит отношения с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром. Также и с познавательной потребностью - стремление к высоким знаниям движет человеком, либо его интересует всего лишь удовлетворение витальных потребностей или того хуже, полнейшая деградация личности. Что обычно бывает у алкоголиков и наркоманов. Необходимо также отметить, что большое значение в развитии познавательной потребности и потребности в общении имеет эмоциональный фон, который сопровождает жизнь ребенка. Любовь, взаимопонимание окружают ребенка в семье или скандалы и драки. Ребенок как цветок – требует и хорошей почвы, и питания, и тепла. Поэтому, уважаемые читатели, если у вас есть дети, я как психолог, рекомендую, в первую очередь, обратить внимание на психологи-ческий климат, на атмосферу, которая царит в вашей семье. Людмила ПАНОВА, психолог высшей категории ГОУСО СРЦН «Сказка».
|