Исследовательская работа школьницы Ольги Дубровских высоко оценена краеведами района, области, страны. Теперь выдержки из нее представляем на суд наших читателей, с надеждой, что это у многих вызовет не просто интерес, а добавит познаний. СИБИРСКИЙ ТРАКТ НА ТЕРРИТОРИИ ТУГУЛЫМСКОГО РАЙОНА
Сибирский тракт пересекал территорию района по самой центральной части с запада на восток. Проходил через населенные пункты: деревню Маркова (ранее входила в состав Тугулымского района, ныне Талицкого), на 3 км севернее станционного поселка Юшала, далее возле деревни Корявка (ныне не существует), мимо села Ошкуково (возле местечка Заимка), деревни Журавлева. В районном поселке Тугулым тракт совпадал с главной улицей Ленина, далее шел до деревни Лучинкина, пересекал ее, оставляя в стороне деревню Филина, двигался дальше на деревню Мальцева, которая граничит с Тюменской областью, проходил через нее и уходил дальше в Успенку. В настоящее время линию Сибирского тракта повторяет федеральная трасса. Расстояние по федеральной трассе от деревни Марковой (на границе Тугулымского и Талицкого районов) до Успенки (первый поселок после границы с Тюменской областью) равняется 58 километрам. Аналогичное расстояние по Сибирскому тракту около 70 километров, что на пятую часть больше. Объясняется такая разница тем, что старая дорога была более извилистой, федеральная трасса, напротив, имеет много больших прямых участков. Сибирский тракт на участке от деревни Маркова до местечка Заимка (возле Ошкуково) проходит в лесной зоне, то приближаясь, то удаляясь от современного асфальтированного шоссе. Наибольшее расстояние на этом участке между ними в 70 квартале (в 2 км от д. Маркова) – около километра; наименьшие расстояние возле поворота на п. Юшала – менее 100 метров. В районе станционного поселка Тугулым, напротив д. Журавлева дороги пересекаются, чуть дальше тракт пересекает Транссибирскую железнодорожную магистраль. Федеральная трасса идет севернее железной дороги, почти параллельно, огибает Тугулым с севера и возле подъезда к нему пересекается с Трансссибом, затем прямой полосой на восток. Сибирский тракт остается ниже, с южной стороны. После п. Тугулым старая дорога почти до самой границы с Тюменской областью идет по полям. На участке от Тугулыма до Лучинкиной она используется практически постоянно, ввиду того, что является коротким путем в Лучинкину и Филину. В Лучинкиной Сибирский тракт наиболее удален от федеральной трассы – расстояние между ними составляет 2 км. Но выйдя из деревни, дорога вновь устремляется на север, близко приближаясь к новому полотну. Напротив поворота на ст. Кармак (который расположен севернее в 4,5 км) Сибирский тракт приближается к автотрассе на расстояние нескольких десятков метров, после чего исчезает до с.Мальцево. Здесь поля и дорога была перепахана. О том, что когда-то проходил тракт напоминает только линия электропередач, которая шла вдоль дороги. Предполагаю, что полевая часть дороги точно старый Сибирский тракт не повторяет. Возможно, она перепахивалась. Именно это произошло на участке между местечком Заимка (возле села Ошкукова) и деревней Журавлева. По рассказам очевидца, местного жителя Ульянова В.Г., который работал водителем, «дорога была вся перепахана, старые корявые березы (по-видимому, речь идет о березах, посаженных вдоль тракта по указу императрицы Екатерины II) были выкорчеваны и отвезены на отопление школы, дорогу проложили рядом в нескольких десятках метров». Сибирский тракт до середины 60-х годов прошлого столетия служил своему прямому предназначению, то есть был проезжим для транспорта. Новое шоссе строилось: местами была только насыпь, где-то проложен асфальт. Ульянов В.Г. рассказывал, что после окончания Камышловского училища в 1966 году он вместе с товарищем ездили на старой бортовой машине ЗИС-5 в Свердловск (теперь Екатеринбург). Ехали по Сибирскому тракту, местами выезжали на новую дорогу, чтобы «прокатиться по асфальту», но где-то не было переправ через реки и поэтому приходилось сворачивать обратно на земляной укатанный грунт тракта. На территории района самым трудным участком был отрезок между Марковой и Ошкуковой. Его называли «пьяной» дорогой. Проходил он по болотам и после даже маленького дождя превращался в сплошное грязевое месиво. И сейчас повторяющая старый тракт новая дорога на этом участке, не смотря на асфальт, вся в выбоинах и ямках. Постоянные ремонты состояние ее улучшают лишь ненадолго. Постепенно надобность в проезде по старому тракту отпадает. Если по полевым участкам машины еще ездят, то в лесной зоне движение год от года становится труднее. Так, по словам А.В. Поротникова, принимавшего участие в полевых экспедициях в 1996-1997 годах на Сибирском тракте, в прошлом столетии вдоль тракта в лесу на участке от Марковой до Корявки встречалось много покосов. Люди приезжали сюда на мотоциклах, тракторах, грузовых маши- нах, случалось даже и на легковом транспорте. Сейчас многие уже не держат крупный скот, покосы запущены, и встретить транспорт на тракте практически не возможно. Сама дорога заросла крупным сорняком лопухом, крапивой. Старых берез мало (выпилены на дрова), но много молодой поросли, которая уже затянула канавы вдоль дороги и вплотную подходит к старой проезжей части. Ширина дороги не более 3-4 метров. Сейчас по ней передвигаются больше пешим ходом в поисках ягод, грибов, встречаются «искатели старины и кладов». Последние специально или невольно помогают восстановить страницы истории. Так, музееведам Ошкуковской школы известны фамилии двух людей, которые регулярно ходят по тракту и находят на нем старинные вещи. Эти находки позволили восстановить места военных стычек времен Гражданской войны и найти остатки одного значимого памятника. Продолжение следует. Начало в № 49.
|