В декабре Государственный Пенсионный Фонд отмечает 20-летний юбилей. Мне, как бывшему руководителю, хочется вспомнить путь развития и становления, наиболее яркие моменты деятельности Пенсионного Фонда в районе. Историческая справка: Пенсионный фонд образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года за № 442. В числе первых 12 региональных отделений 1 апреля 1991 года образовано Отделение по Свердловской области. После чего создается аппарат уполномоченных в городах и районах области. В Тугулымском служба уполномоченных начала функционировать с июля 1991 года. Главным уполномоченным была я, уполномоченным – Зоя Николаевна Давыдова. Основная задача на первом этапе – это регистрация предприятий, организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств, а также учет и контроль за уплатой страховых взносов. Как не вспомнить то не совсем далекое время, когда в районе функционировали такие предприятия, как Юшалинский ДОК, Тугулымский ЛПХ, Ертарский стеклозавод, химлесхоз, Успенская бумажная фабрика, Луговской ТРЗ, Лесопункт и многие другие основные источники доходной части в Пенсионный фонд. До середины 90-х ситуация была более-менее благополучной. Все работало в штатном режиме, проводились плановые документальные проверки, организовывались учебные семинары. На базе филиала педагогического училища были открыты курсы, где я учила будущих бухгалтеров с правилами начисления и удержания страховых платежей. Но вскоре с приватизацией все изменилось. Государственная собственность исчезла моментально. Начался глубокий экономический кризис, за которым последовали неплатежи в Пенсионный фонд. Своевременная выдача пенсий была под угрозой. Росло социальное напряжение среди пенсионеров. Губернатор и Правительство области принимают ряд мер в поддержку Пенсионного фонда. Активно включается Налоговая полиция, служба судебных приставов, на уровне района образуется комиссия по контролю за уплатой платежей. Сам Пенсионный фонд наделяется дополнительными финансовыми полномочиями. Увеличивается сумма пени до 1% за просроченную задолженность. Иногда пеня во много раз превышала сумму недоимки и была практически «удавкой» для страхователей. Закрывались все счета предприятий в кредитных учреждениях. Поэтому нам приходилось работать в очень напряженной обстановке. Было большое давление со стороны администрации. Постепенно финансовое положение стало улучшаться, особенно в бюджетной сфере. Выходят нормативные документы, позволяющие реструктурировать задолженность и в случае ее погашения по графикам, сумма пени списывалась. Этим воспользовались Юшалинский ДОК, Тугулымский ЛПХ. Развивалась и сама служба уполномоченных, в начале 1993 года оснащается компьютерной техникой, внедряется электронная почта. Работники проходят курсы повышения квалификации при Челябинском юридическом техникуме. Постоянно обновляется компьютерное программное обеспечение, что позволило полностью перейти на автоматизированную обработку расчетных ведомостей, актов проверок, инкассовых поручений. Отрицательно влияло на работу отсутствие собственных площадей, каждые два года менялась аренда. Однажды появилась надежда на новое строительство, отделение определило срок для решения по отводу земли. Я все сделала оперативно, но большие чины с высоты московских окон посчитали это ненужным. Круг задач перед ПФР постепенно стал расширяться. В апреле 1996 года вступает в силу 27 Федеральный Закон «О персонифицированном учете». Службе выделяется одна штатная единица – Ольга Александровна Мишарина. Появляются такие понятия, как «анкета застрахованного лица», «страховое свидетельство», позднее «индивидуаль- ный лицевой счет гражданина». Это сейчас каждый имеет страховое свидетельство, а в случае его утраты требует немедленной выдачи дубликата. А тогда все было вновь и не совсем понятным. В то время к нам ехало много мигрантов из Казахстана, Узбекистана без гражданства, но с видом на жительство, что требовало специального подхода. Отделениям доведено плановое задание по сбору анкет, ориентировались на цифры статистики – трудоспособное и трудозанятое население. В решение этого вопроса мне помог бывший глава администрации Ф.Я. Салимов (светлая ему память). С ним вообще было легко взаимодействовать. Как юрист он прекрасно ориентировался в Федеральных Законах. Постановлением главы утвердили графики сдачи анкет всеми предприятиями района, причем сдавались как в ручном варианте, так и на магнитных носителях. Ф.Я. Салимов лично контролировал сдачу. Расхождения между двумя показателями – трудоспособное и трудозанятое население – были существенными. Многие уже тогда работали в Тюменской области, а там все это началось на год позднее. В дальнейшем Тюмень нам создавала проблемы при оформлении пенсий, было много расхождений по стажу между трудовыми и индивидуально-лицевым счетом. В марте 2001 года служба уполномоченных становится юридическим лицом. Целый отдел из Управления социальной защиты передается в ПФ. Создается новая модель структуры Пенсионного фонда с наделением функций по пенсионному обеспечению. С 2002 года вступает в силу новое Пенсионное Законодательство, начинается Пенсионная реформа. В структуре пенсий появляется термины: базовая, страховая и накопительная часть. Трудовой стаж переходит в понятие страховой. Пенсия стала напрямую зависеть от суммы платежей страхователя, поступивших за него работодателем. Одновременно проводится работа по уточнению всего трудового стажа у каждого работающего. Делается ревизия трудовых книжек, многим дается время для устранения недостатков в оформлении записей. Работы было много, очень много. Не выдерживала техника, ведь первые компьютеры далеки от совершенства. Не успевали люди, особенно большая нагрузка была у автомодерсоров. Полный 8-ми часовой день и 2 выходных – это не для нас. Однажды в критической ситуации, работать пришлось всю ночь. Но это в прошлом. Постепенно все налаживалось, техника менялась на современные пентиумы. Устанавливается свой корпоративный канал связи, открылся выход на отделение и всю область. А самое существенное – это организация выхода в систему России в целях загрузки и получения выписки индивидуально-лицевого счета. Для улучшения качества приема пенсионеров организуется клиентская служба. Прием производится ежедневно по-прежнему режиму 3 дня в неделю. Расширяются функции в связи с внедрением Закона о монетизации льгот. Совместно с ОВД и райвоенкоматом выверяются граждане, имеющие право на ежемесячные выплаты (ЕДВ), создается единый регистр. С января 2007 года реализуется закон о материнском капитале. В настоящее время коллектив работает очень слаженно и профессионально, большим подспорьем является высокая компьютерная оснащенность. Я не утратила интереса к пенсионной системе, стараюсь по возможности узнать какие изменения и дополнительные функции их ожидают. Из источников массовой информации отслеживаю все, что касается Пенсионного фонда. Конечно, мне как пенсионерке хотелось большей индексации пенсии, чем запланировано на будущий год. Но прекрасно понимаю, что все зависит от доходной части. Когда вводили новое Пенсионное законодательство, Правительство России надеялось на полную уплату платежей страхователями-работодателями. Но они (работодатели) перестроились по-быстрому. Создали двойные бухгалтерии, появились «серые и белые» зарплаты, ссылаясь при этом на минимальный уровень по Закону. Выше я упомянула налоговую Полицию, считаю, что сейчас не грех бы ее вновь создать и так бы крепенько обуздать тех, кто не думает о своих нынешних работниках – будущих пенсионерах. Поздравляю коллектив с праздником! Желаю дальнейшего профессионального роста, успехов в деле пенсионного обеспечения граждан. Валентина АКСЕНОВА, ветеран Пенсионного фонда.
|