«Родилась я в д. Трошково, в большой крестьянской семье в 1925 году. Детей в семье было восемь. Мама умерла, я осталась сиротой в 5 лет», – так начала свое повествование Зинаида Васильевна Тартышева своей соседке, активистке ветеранского совета Ольге Алексеевне Ивлевой.
С большим интересом и желанием рассказала о своих братьях и сестрах, которые после смерти отца распоряжались хозяйством. Потом братья Филипп и Леонид погибли на войне. Павел воевал, вернулся домой с ранениями. Сестры работали в колхозе.
«Я росла не по годам рослой, крепкой, поэтому увезли на заготовки леса, но узнав, что мало мне лет, вернули обратно. А с 1942 года, как совершеннолетнюю снова забрали. Приходилось грузить вагоны. Работа тяжелая, а питание легкое: 600 г хлеба, суп из зеленых помидоров, жижу выпьем, а помидоры сложим на потом. Спали в бараках. Заготовки леса были в зимнее время в Юшале, а потом под Тугулымом – Термигуль. И так 6 сезонов. С работой я справлялась, вроде как в передовиках была, за это добавляли 100 гр хлеба и второе блюдо.
А летом работы было полно дома: заготовка дров, чурочки для тракторов с дизельгенератором, посевная, уборка хлеба, картошки, косили вручную и собирали хлеб там, где не возьмет комбайн. Спали в конюховке, вповалку где придется. Четыре сезона работала на прицепе с трактористом Павлом Тычинкиным – на поворотах нужно было поднять борону, отряхнуть и отпустить как надо.
Был такой случай. Приехала агитбригада из Тугулыма и пропели такие частушки:
Как Трошкова-то Ульяна
Наварила суп мясной,
Мясо съела, поглядела
И отправилась домой.
Как Трошковы две Настасьи
Заявляли нам вчера:
На работу мы не хочем,
Обойдемся без труда и т.д.
Частушки не справедливы. Мы были все очень забитые, некоторые по своей физической силе не справлялись, но прогуливаний не было. Частушки в общем ложные, обидные. Меня Бог силой и сноровкой не обидел, везде справлялась, работала ловко, где не каждый мог. К примеру, на ходу, на телегу с комбайна погрузить мешки с зерном и чтобы все как надо получилось.
Потом ушла в животноводство, ходила за стельными телками, пилила сухарник на ферму, возила силос. С 1971 года работала дояркой – 27 коров доила вручную, потом аппараты появились. Когда исполнилось 46 лет, заболели руки, перешла работать в больницу и там до самой пенсии, и еще 3 года. Стаж 45 лет.
С мужем прожила 20 лет. Он фронтовик, умирает, а через 7 месяцев и сын Саша. Сама была после операции. Имею значок «Ударник коммунистического труда». В начале 60-х привезли в г. Свердловск на чествование за работу. А оттуда в г. Москву на выставку животноводства на ВДНХ. А вообще-то люблю работать. Все бы глазами переделала, да ноги не ходят и руки болят. Скучно стало жить, неинтересно», – вот так закончила свое сказание Зинаида Васильевна. Мы, актив совета, обеспокоены этим заключением.
Зинаида Васильевна, понимаем, что трудную жизнь вы прожили, но вы оптимистка, мы вас уважаем и стараемся поднять настроение. Во-первых, Вы являетесь авторитетом у нас и своих родственников. Вот, что они говорят: «Да, жизнь была трудной у нее, одна воспитала сына. Всегда аккуратная, гостеприимная, трудолюбивая хозяйка. Имеет свое мнение, нам подсказывает. Мы прислушиваемся. Желаем ей здоровья».
Зинаида Васильевна, совет ветеранов помнит ваше трудолюбие, справедливость, честность, могла сказать правду в глаза. Но вы и приветливая, любите побеседовать о жизни прошлой и настоящей. О вас отзывается коллектив больницы только с хорошей стороны. Они встречаются с вами. Надеюсь настроение поднимется в вас. Впереди юбилей. Живите долго, здоровья Вам, Зинаида Васильевна.
Нина ПОТАНИНА, председатель совета ветеранов.
|