Начну с того, что у нас в районе, согласно отчётам, лиц без определённого места жительства (бомжей), не существует, потому что эта категория людей никуда не обращается и не регистрируется. Но на самом деле ОНИ ЕСТЬ, и никуда от них не денешься. Пока бомжи никуда не обращаются, проблем с ними нет. Но стоит им только попасть в больницу, может создаться далеко неординарная ситуация. Такая же участь может постигнуть и вполне нормальных людей, живущих в частных домах, но, как правило, пожилых, одиноких или имеющих далеко живущих родственников. Поэтому будем говорить обо всех в целом. Если эта категория людей выписывается из больницы без большого ущерба для своего здоровья, у них проблем, как правило, не бывает. А вот если они перенесли, например, инсульт с тяжёлыми парезами или даже параличами, обширный инфаркт, тяжёлую черепно-мозговую травму, ампутацию конечности или даже двух, что уже далеко не редкость, определить их на постоянное место жительства в дальнейшем представляет очень большие трудности для медицинских работников. Не в восторге от них и социальная служба. Так что же получается на самом деле? Задачей медицинских работников является оказание медицинской помощи, и в первую очередь, спасение жизни больным с тяжёлыми заболеваниями или травмами. К сожалению, это не всегда возможно, суть не в этом. Представим себе, что одинокий пациент (пациентка) остался жив, но при этом перенёс тяжёлый инсульт с поражением конечностей, или их ампутацию, чаще всего теряют нижние конечности (примечание автора). Результат заключается в том, что какое-то время, а чаще пожизненно, эти люди не могут полностью сами себя обслуживать, а значит, жить как прежде. Многие в дальнейшем получают группу инвалидности. Значит, за ними нужен дополнительный уход на неопределённый срок, а так же помощь в оформлении группы инвалидности. Но больница работает по медико-экономическим стандартам. Там чётко указан срок лечения больного, и за необоснованное увеличение периода пребывания его в стенах учреждения больнице предъявляются штрафные санкции. Отсутствие жилья или невозможность жить в прежних условиях не являются показанием для увеличения периода пребывания в больнице. Поэтому не надо упрекать медработников в бездушии и отсутствии гуманности, как это постоянно делается. Медицинские работники свою задачу выполнили, больной остался жив. А что потом? Куда выписывать больного? Скажем прямо: куда его девать? Самый лучший вариант – это когда больного забирают родственники. А если их нет, или жилищные условия родственников не позволяют этого? Что тогда? Для этого существует социальная служба, и эта категория больных в дальнейшем становится её клиентами. Часть из них живёт в своих прежних условиях: это те лица, которые ещё хоть как-то могут передвигаться и частично за собой ухаживать. Они подлежат надомному обслуживанию. К ним приходят социальные работники, которые могут истопить печку, сходить в магазин за продуктами, принести воды, приготовить еду, помыть пол, постирать и другое. Это второй вариант устройства такого рода больных. И наконец, есть третий вариант развития событий. Самый печальный в своём роде, потому как эту категорию людей порой невозможно куда-либо пристроить вообще. К ним в первую очередь, относятся бомжи, так как у них нет ни жилища, ни прописки, зачастую отсутствуют паспорт и полис ОМС, а так же те лица, которые одиноко живут в частных домах или квартирах, но не могут себя обслуживать даже частично. Например, больные после инсульта или перенесшие тяжёлую черепно-мозговую травму с последующими параличами и парезами верхних или нижних конечностей, или лица с ампутированными нижними или верхними конечностями. Многим из них необходимо длительное долечивание и индивидуальный уход. Их-то куда определять? Надомнику нужно либо постоянно жить с этим инвалидом, либо забрать его к себе. О бомжах я даже не говорю: нет документов, нет и группы инвалидности. А для того, чтобы сделать им новые документы и помочь оформить группу инвалидности, нужен не один месяц!!! А где ему жить всё это время? Значит, опять возникает тот же вопрос: куда его девать? У нас в районе нет Домов ночного пребывания. Зато у нас имеется комплексный центр социального обслуживания населения (ГБУ СОНСО «КСЦОН Тугулымского района») с наличием отделения временного проживания клиентов социальной службы. Казалось бы, вот куда можно определить такого рода нуждающих. Ан нет. Не получается. В утверждённом Правительством Свердловской области положении (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 15.10.2009 № 1238-ПП) четко сказано: «Временный приют предоставляется клиентам социальной службы, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющим противопоказаний к приёму в учреждения. Обязательным условием является наличие документа, удостоверяющего личность. Вот и всё, круг замкнулся. Если нет документов или клиент не может себя обслуживать и активно передвигаться, то он в отделение временного проживания не попадает. К тому же, количество мест там весьма ограничено и составляет на сегодня 22 (двадцать два) койко-места. И там нет медицинских услуг. Так есть ли выход из этой ситуации? На мой взгляд, выход только один: это открытие социальных коек на базе какой-нибудь участковой больницы, например в Юшале. Чем это хорошо? Тем, что нуждающие смогут получать необходимое лечение длительный срок, т.к. там есть медработники, а бомжам за это время социальная служба оформит все необходимые документы и поможет получить группу инвалидности. К тому же, за этот срок клиенту вполне может прийти путёвка в интернат для дальнейшего, уже пожизненного пребывания. И нужно-то не более 10-15 коек на весь район. И решать вопрос с открытием и финансированием этих коек должен, в первую очередь, глава ТГО С.А. Селиванов совместно с руководителями заинтересованных ведомств, как больницы (главный врач Г.И. Катаева), так и Управления социальной защиты населения (начальник О.Н. Онищенко). Для примера вполне может подойти опыт Самарской области. В каждом сельском районе области открыты медико-социальные отделения для пожилых и старых людей. В основном на медико-социальных койках лечатся одиноко живущие лица старших возрастов, у которых социальные показания для госпитализации превалируют над медицинскими. Думаю, так бы долечивались и наши бомжи. Сроки пребывания пациентов отделений медико-социальной помощи в стационарах в несколько раз превышают сроки лечения взрослых больных в других отделениях. Поэтому естественно, что указанные отделения требуют дополнительных ресурсов. В Самарской области принято решение, по которому отделения медико-социальной помощи стали финансироваться из двух источников: через систему ОМС и от центров социальной защиты. А что мешает нам решить данный вопрос? Игорь АЛИМОВ, депутат Думы Тугулымского городского округа, заведующий хирургическим отделением.
|