Во второй половине 18 века в Тюменском уезде был построен Успенский винокуренный завод. Населившие его работные люди основали село Заводоуспенское.
«Имею я намерение при строящемся мною в Тюменском ведомстве винокуренном заводе построить деревянную во имя Успения Пресвятые Богородицы собственным своим коштом (расходом) церковь. Того ради Вашего Преосвященства покорнейше прошу дать благословленную грамоту». Это прошение Валааму епископу Тобольскому и Сибирскому заводчика Василия Походяшина с резолюцией августа 18 дня 1770 г.
Заводские жители мирскими требами пользовались Кармацкого села Успенской церкви церковнослужителями, а в приходе нигде не зачислялись. Жителей в Успенском заводе домами и впредь желающих строиться всех 552; у иных построено ныне на лицо 48 домов, а сверх того ещё строений заготовляется 52 двора. Откуда же появились эти первые жители?
Половину из них составляли крепостные люди заводчика Походяшина – 282 души. Тюменских приходов – 117; Тобольских приходов – 18; Туринского заказа – 12; Верхотурского заказа – 20; Краснослободского заказа – 9; Екатеринбургского заказа – 2; Ялуторовского заказа – 2; Оренбургской губернии – 7; Устьмиасского завода – 5; Кунгура города – 12; города Тары – 1; Пелымского ведомства – 4; присланные люди на посе- ление из разных мест – 7; отставных солдат, не имеющих прихода – 11; ведомства города Чердынска – 11; переведены из Уковского завода – 32. Всего мужеского пола 312, а женского 240 душ. Означенные заводские жители по большей части скитались по разным местам для работы в наймах.
В поддержку вновь строящейся церкви при заводе, жители деревень Цепошниковой, Черной (Вновь Скородумской) и Земляной составили доношение Тюменского Троицкого монастыря Архимандриту Софронию: «Мы согласясь между собою, учинили письменный приговор о желании нашем быть в приходе при заводе господина заводчика Походяшина при церкви Успения Пресвятые Богородицы». За жителей д. Цепошниковой расписался разночинец Василий Бородин. За жителей д. Черной за неимение грамоты и по их прошению расписался д. Цепошниковой разночинец Гаврило Токарев. К сему доношению просьбою жителей д. Земляной посадских Михаила, Луки, Ивана и Осипа Меншениных (Меньшениных), Степана Минеева, разночинца Якова Козырева (и др.) и за себя, Никифор Кривошеин руку приложил октября 17 дня 1770 г.
Необходимость в постройке церкви была, прежде всего, потому что ближайшие церкви находились, а именно: Кармацкого села Успенская расстоянием в 26 верст; Ирюмского села Преображенская в 40 верстах; Тугулымского села Христорождественская в 42 верстах и Пышминского села Спасская в 40 верстах, а в весеннюю распутицу посещение их было непреодолимым препятствием.
В прошении от 1771 г. мая 10 дня Василий Походяшин пишет – «Имею я с родителем моим Максимом Походяшиным собственные свои в Верхотурском уезде медные и железные немалые два Богословский и Петропавловский заводы; да в том же Верхотурском, тако же Ялуторовском, Исетском и Томском уездах четыре винокуренных завода и еще к ним вдобавок два винокуренных завода вновь построить имеем; из коих один в тюменском уезде называемый Успенский, действительно строить начал, а под другой место приискивается».
Так случилось, что 19 августа 1771 года Василий Походяшин по власти божьей помер, и все его обязательства по постройке церкви взял на себя отец Максим Походяшин.
Долгожданная и благословленная Грамота на постройку церкви написана и отправлена 1772 г. мая 19 дня за подписью его Преосвященства.
Уже в июне рапортом объявлено, что в Успенском заводе церковь Успения Пресвятые Богородицы по чиноположению церковного собора июня 7 дня обложена. Священником при ней Герасим Афонасьев Бурдуков 33 лет, пономарем Георгий Герасимов Бурдуков 12 лет, а дьячка не имеется.
В теплой части церкви Престол во имя Христова спасителя Иоанна Златоустого в ноябре 16 числа 1773 г. был освящен и ведется богослужение.
О завершении строительства Успенской церкви известно из следующего сообщения: «и по построению церкви во имя Успения Пресвятые Богородицы 1779 года сентября 17 числа во время путешествия моего за посещением епархии, мною была освящена, о чем Святейшему Синоду рапортую. Усердный послушник Варлаам епископ Тобольский».
Прошло достаточно времени, в своём доношении церковнослужители сообщают, что «при их Успенской деревянной церкви состоящая в одной связи деревянная же колокольня, на которой состоит восемь колоколов весом больше 225-ти пудов, имеет на полдень большую наклонность к падению. Ниже слуховых окон с северной стороны вышли углы из пазов, от чего настоит видимая опасность для колоколов». Тюменское духовное правление определило: дабы колокола не повредились, по ветхости колокольни, особенно при нынешних, осенних ветрах, велеть Заводо-Успенским церковнослужителям снять оные заблаговре- менно, и повесить на столбах. О чем послать к ним Указ 1821 года сентября 2 дня.
Следует советника Шиловского прошение Амвросию Архиепископу Тобольскому и Сибирскому. «Состоящая в Успенском винокуренном заводе Успенская деревянная церковь по древности своей пришла ныне в ветхость. Прихожане её и состоящие в ведении Заводской конторы чиновники, служители и работники имеют желание выстроить вместо нее вновь каменную. А я, одобряя усердие их, тем более что при содействии в сем богоугодном деле первого пристава Торопченинова церковь сия может, возведена быть непродолжительном времени. Усердием вышеозначенных людей собрано более 2000 рублей и приготовлено кирпича 100000 штук. Представляя свидетельство, о ветхости сей церкви; приговор жителей, имеющих собственные дома в Успенском винокуренном заводе, и план, сочиненный на местности в заводе Сибирского почтамта архитектором Проманом; я всепокорнейше испрашиваю Вашего Архипастырского благословления на возведение в означенном заводе каменной церкви во имя Успения Пресвятые Богородицы с двумя приделами. Есть готовность произвести дело сие к окончанию без особенного пособия, но за всем тем для благоприятного украшения сего Храма, не благоугодно ли будет снабдить Книгою на произвольное пожертвование».
Свидетельство о ветхости церкви от прихожан подписали крестьяне Афанасий Хохлов, Матвей Смирнов, ямщик Иван Анисимов, крестьяне Василий, Михаил, Прокопий, Яков и Иван Кривошеины, Степан Шеломенцев, Григорий и Иван Меншенины, Федор Трубачев, Афанасий Ябуров, Яков и Николай Козловы, Денис Шеломенцев; мещане Иван, Павел и Петр Буторины и огромный список рабочих мелким почерком, убористо на двух листах (есть там и мой предок Василий Рыбаков).
Каменная Успенская церковь с двумя приделами была обложена 31 августа 1822 г. протоиреем Тобольского кафедрального собора Василием Капустиным.
По клировой ведомости за 1835 г. церковь строится тщанием прихожан, с помощью доброхотных дателей. Зданием одноэтажная. Сама церковь отстроена в 1835 г., колокольня же возведена до половины. Престолов в ней предположено три. В настоящей холодной – престол во имя Успения Божией Матери. В теплой части на северной стороне –престол во имя святителя Иоанна Златоустого, освящен 1835 г. На южной стороне в церкви престола, во имя какого Святого будет, еще не назначено. Иконостасы перенесены из старой ветхой деревянной церкви. Утварью достаточна. Дома у церковнослужителей собственные на заводской земле. На содержание церковнослужителей жалованья не получается. Здания принадлежащие сей церкви – лавки, с которых в год, получается, от 10 до 15 рублей. Опись церковного имущества есть, сделана в 1821 году. Копии метрических книг с 1803 года, хранятся в целости. Исповедальные росписи с 1800 года. Священник Георгий Косьмин Молчанов, 42-х лет по окончании курса в Тобольской Семинарии был уволен с аттестатом; 1816 года декабря 12 дня посвящен в священника Преосвященным Архиепископом Амвросием, первым в настоящее место. С 1822 по 1833 год проходил должность Благочинного.
Но сначала было прошение студента богословия Георгия Молчанова Архиепископу Амвросию: «Я, нижайший, ведомства Тюменского Усть-Ницынской Слободы священника Косьмы Молчанова сын, от роду имею 24 года. В Семинарию поступил в 1801 г., но крайняя бедность отца моего, большое семейство и сверх того брата моего обучающегося в Богословском классе, на содержании своем имеющего, и собственные мои недостатки лишают меня всех средств к окончанию Курса Семинарского. А как по резолюции Вашего Преосвященства, Тюменского ведомства Успенского завода Успенской церкви требуется на праздное место студент для рукоположения в священника, почему и осмеливаюсь просить позволить вступить мне в законный брак, рукоположите на выше показанное место в Священника. 1816 г. сентября 26-го дня».
Студент богословия Георгий Молчанов учится с изрядным успехом, и ведет себя очень добропорядочно. Просителю позволить вступить в брак и явить к производству в священники. Его Высокопреосвященства резолюцию студенту Молчанову объявить с подпиской, и выдать на вступление в брак билет.
Священник Георгий Молчанов прослужил в Успенской церкви тридцать четыре года! до 1850 г., в котором умер четвертого июня.
Прихожанами церкви являются жители деревень Земляной, Большой Балды (Костылева), Малой Балды (Мичурина), Вновь Скородумской (Черная), Цепошниковой и Бочкаревой. В последних трёх есть раскольничьи секты «поповщины».
Клировая ведомость за 1898 год добавляет новые сведения о церкви: план и фасад был составлен архитектором казенной палаты Зобниным, но утерян в 1894 г. Утварью достаточна, но особочтимых святых икон и замечательных облачений, книг, рукописей, утвари и прочих вещей при сей церкви нет. По новому расписанию приходов и причтов Тобольской Епархии, в сем приходе положено состоять: священнику, диакону и псаломщику. Часовня есть на приходском кладбище во имя святого Пророка Илии, построена на церковный счет в 1863 г.; в оной совершается молебен и панихида однажды в год 20-го июля; свечей продается до 2-х фунтов; кошелькового сбора нет. Летопись ведется с 1867 г. Библиотека при сей церкви есть, но книг указанных в списке Митрополита Филарета вполне не приобретено по причине бедности церкви. Круг богослужебных книг полный.
По клировой ведомости за 1908 год при сей церкви есть деревянный крест с девятью ковчежцами, в которых находятся шестьдесят две частицы Святых Мощей. В селе Заводо-Успенском есть училище Министерства народного просвещения. Учащихся в нем находится мужеского пола 60, женского – 15. Учитель при нем Михаил Ильин Грызлов, окончивший курс в Уездном училище. Священник Степан Евгеньевич Унжаков назначен и состоит Законоучителем в училище.
В своем очерке «Варнаки» Д.Н. Мамин-Сибиряк о селе Заводоуспенском – «На площади, в двух шагах от фабрики, стоит каменная церковь, построенная каторжными; в ней старинный иконостас, пожертвованный Екатериной II. Улицы широкие, выстроенные по плану, дома на заводский лад – вообще внешний вид хоть куда».
Инвентарная опись богослужебных вещей за 1922 год «сообщает», что иконостасов в сей церкви три: деревянный, золоченый и крашеный. Тогда же, седьмого июня в присутствии настоятеля церкви в сане священника Гавриила Зырянова составлен был протокол по изъятию ценностей: серебряных церковных вещей весом 28 фунтов (11,5 кг). Священник осенью этого же года скончался.
О судьбе иконостаса поведала статья Тобольской епархии: «Храм во имя Всех Святых города Тюмени был закрыт с 1940 г. по октябрь 1941 г. Внешне он почти не пострадал, за исключением того, что с него сняли крест. Вначале 1942 г. власти дали разрешение на проведение Богослужений. Крест изготовили на заводе «Механик» и установили на праздник Крещения Господня. Тогда же в храме был установлен иконостас, привезенный из разрушенной церкви села Заводоуспенка» (какой именно, не ведомо).
Моя правда такова: деревянная церковь прослужила с 1772 г. до начала строительства новой в 1822 г. – пятьдесят лет. Церковь каменной постройки служила прихожанам со дня её заложения – сто лет, до лета 1922 г., когда её унизили и ограбили. Вдобавок ко всему, церковь, как регистратор актов гражданского состояния, с 1922 г. «сдала» свои позиции отделу Загса, и постепенно опустела совсем. Как помню себя, колокольни уже не было. Само здание церкви не тронуто, только была пристроена фабричная столовая. С мамой я пошла в здание церкви, чтобы записаться в библиотеку. В большом зале церкви располагался кинотеатр, здесь же проходили концерты. Есть в детской памяти неясные картины росписи на своде с обилием голубого цвета.
Кому помешало красивое здание церкви, сейчас уже не важно, только в 1969 г. церковь обобрали со всех сторон, а купол взорвали.
Красивого взамен не надстроили, и настоящее разрушающееся фасадом здание совсем не украшает центральную площадь поселка. В строении, именуемом Домом культуры, размещается ныне действующая церковь Успения Божьей Матери с красивым иконостасом. В соседстве проводятся концерты и дискотеки, а также нашлось место для почтового отделения.
По хронологии повторяющихся событий в истории Успенской церкви должно следовать Прошение, а вот куда и кому решать только жителям, населяющим поселок Заводоуспенское.
Любовь Рыбакова,
Тюмень-Заводоуспенское.
Материал для написания этой статьи проработан лично мною в Тобольском архиве в марте 2011 г., ксерокопии оплачены. Фотографии от жителей села. По этой теме есть ранее опубликованные материалы: Григорий Варлаков «О постройке Успенского винокуренного завода и в нем церкви»; Михаил Бессонов «Походяшин на Айбе».
|