Вот уже девятый год работаю в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в должности логопеда, помогаю детям правильно и красиво говорить. И с каждым годом увеличивается количество детей, обратившихся в наше учреждение и имеющих речевые недостатки в развитии (за это время их было 700 и лишь 20 % из них с нормой речевого развития).
Проблема речевого развития на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким, не только в нашем регионе, но и по всей стране. По мнению логопедов, 53% детей дошкольного возраста и 47% среди младших школьников имеют отклонения в речевом развитии. Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями и именно он подтолкнул меня к мысли, о том, что необходимо познакомить вас, дорогие читатели, с критериями задержки речевого развития для того, чтобы вы могли своевременно обратить внимание на особенности речевого развития своих детей и внуков.
К логопеду следует обратиться если: к году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения; к 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»; к 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов; к 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких людей на фотографии; к 2,5 годам не понимаем разницу между словами «большой» и «маленький»; в 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия; в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения; в 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих; в 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа, неправильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
Так же следует обратиться к логопеду, если ваш малыш:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затрудняется перед началом речи.
Родители помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!
Представьте себе, что речь ребенка – это глина: пока она сырая – ей легко предать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным!
Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.
Приглашаем вас на: консультации по проблемам речевого развития детей, а также диагностику, коррекцию и профилактику речевых дисфункций (бесплатно) по адресу: п. Тугулым, ул. Гагарина, 13. Предварительная запись по телефону 22-4-61.
Екатерина Колтунова,
логопед ГБУ СОН СО «СРЦН Тугулымского района».
|