Добраться до исчезнувшей деревни Корявка теперь можно, наверное, только на спецтехнике, за рулём которой те ещё экстремалы. Многих, кто помнил жизнь в этом, сегодня заброшенном, населенном пункте, уже нет в живых, другим – годы не позволяют отправляться в такое нелегкое путешествие к истокам.
Экспедиция или экскурсия, даже не знаю, как правильно назвать мероприятие, организованное потомками Корявки, состоялась потому, что оказалось немало людей неравнодушных к этому месту. Вот уже третий год по осени собирает их возле себя Корявка.
Инициаторами этой затеи были – Александр Алексеевич Мысик и Олег Николаевич Онищенко. Олег Николаевич почти пятнадцать лет по крупицам собирал материалы о жизни своих бабушек и дедушках по материнской линии. И, как результат этих изысканий, в 2019 году выпущен буклет «Деревня, которая живёт в нашей памяти». Это издание можно назвать историческим трудом, где исследованы и хронологически зафиксированы архивные документы, фамилии основателей и первых переселенцев, схемы, рисунки, протоколы, стихи, фото и, конечно, воспоминания. С ним активно сотрудничали В.В. Сидоров, М.А. Серова, Л.Т. Поротников, а помог издать буклет А. А. Мысик. Стремление же увековечить память о деревне и поставить памятный камень поддержало довольно много народу. 6 октября 2018-го на месте деревни состоялось торжественное его открытие. К этому непосредственно причастны О.Н. Онищенко, А.А. Мысик, В.И. Степанов, Е. Стариков, В.В. Передерей, В.И. Ульянов, Д. Найданов, Р. Искендеров, Н. Екимов. Не все, но многие из них, так или иначе связаны корнями с Корявкой.
А история возникновения деревни Корявка или переселенческого участка №26 началась в начале ХХ века, когда в результате Столыпинской реформы в Тугулымскую волость переселяли людей с Вятки (сейчас это Кировская область). Со временем крестьяне обжились, открылись начальная школа, магазин, кузница, позже появился кирпичный цех, сушилка, маслобойка, смолокурня. В 1926 году здесь проживало до 300 человек, насчитывалось около 70 хозяйств. В 1952-м, в связи с укрупнением совхозов, жителей вынудили уезжать, в 1954-м деревню покинул последний житель. И по всему выходит, что жила она всего около 50 лет, что не так уж и долго. Но те, кто уезжал ещё детьми, прикипели к ней всей душой и считают своей малой родиной. А уже по их рассказам о деревне знают их дети, внуки и правнуки.
Сегодня место, где была Корявка – заросшая бурьяном земля. Да и найти его не сведущим непросто. Ничего не напоминает, что когда-то тут кипела жизнь. Лишь старый погост в лесу с подгнившими крестами, заросшие мхом могилки и два памятника (Семёну Маркеловичу Дерендяеву и Андрею Фроловичу Киселёву) подтверждают то, что здесь когда-то было поселение. И однажды оно исчезло.
В этом году к памятному камню съехалось около тридцати потомков Серкиных, Четвертных, Дерендяевых, Махнёвых, Пенкиных. И, как оказалось, все они, тем или иным образом, друг другу приходятся родственниками. И хотя из старших было всего двое, но прибавилась свежая «поросль». Вокруг Клавдии Андреевны Онищенко собралось её «племя» из двенадцати человек по родовой линии Четвертных-Панишевых-Онищенко. От рода Дерендяевых, который возглавлял Борис Александрович, нынче приехало только восемь. А я с восхищением наблюдала, с каким интересом ко всему происходящему относилось молодое поколение. Для них главное, что они теперь знают откуда родом.
Желающих посетить место Корявки могло быть намного больше, если бы не бездорожье, это ещё то испытание. Но благодаря умелому вождению Анатолия Полевина и Юрия Четвертных все добрались до места без происшествий. А стресс помог снять Урфан Агабалаев, накормив всех вкусной шурпой и напоив чаем из самовара. Было много речей и воспоминаний. Один из единомышленников этого движения наш краевед Леонид Тимофеевич Поротников по причине болезни не смог приехать, но передал привет и в подарок всем участникам свою книгу о пограничном столбе «Россия-Сибирь». Он очень надеется, что первый памятник исчезнувшей деревне только первая ласточка. Ведь таких деревень, лесоучастков, разъездов, заслуживающих память потомков, в нашем округе больше 50.
Воспоминания старших о былом, как ласковая печаль будят внутреннюю тягу у среднего поколения к земле предков, давая толчок в поисках своих корней. Это и есть самое ценное. Ведь ещё Михайло Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Без памяти о прошлом не может существовать и строить жизнь дальше – ни каждый человек в отдельности, ни народ, ни вся страна.
Елена Ядрышникова.
|