В двадцатые годы были организованы школы различного типа, например, школы грамоты, школы крестьянской молодёжи. Последняя из них была как общеобразовательная, и также содействовала поднятию культурного и агрономического уровня крестьянства, овладению в колхозах новой сельскохозяйственной техникой. В Тюменском районе по московскому тракту таковой была Зырянская.
Действуя согласно полученным указаниям от Министерства Народного Просвещения от 4 ноября 1918 г. за № 2236, Зырянская церковная второклассная школа Тюменского уезда была преобразована с 1 января 1919 г. в Высшее начальное училище. В должности учителей вновь открытого Зырянского Высшего начального училища Тюменского уезда утверждены показанные ниже лица: Урбанский Андрей Васильевич – учитель общеобразовательных предметов. Священник Захарьин Михаил Никифорович законоучитель училища. Марусин Дмитрий Степанович, Черноскутов Виктор Михайлович и Марусина Мария Степановна – учителя общеобразовательных предметов. Трофимов Федор Павлович – учитель графических искусств.
С чего началась деятельность педагогического совета, кроме обучающего процесса. Приведу некоторые документы.
Заведующий училищем Урбанский в марте 1919 г. от имени Педагогического Совета просит Управу в силу крайней необходимости медицинской помощи учащимся пригласить врача для ежемесячного посещения училища и осмотра учеников.
На заседании Педагогического Совета в марте 1919 г. рассматривают вопросы и принимают решение.
Школьную землю поднять всю или частично, ранней весной, смотря по средствам училища.
Совет высказался за желательность разведения школьной пасеки, а способы разведения пчел предоставить изыскать Уездной Земельной Управе.
Исправить изгороди школьных огородов и весной засадить один исключительно картофелью, а другой разными огородными овощами.
Так как школьная земля будет нынешней весной поднята, следовательно, ставить сено будет негде, поэтому Совет считает необходимым приобрести сенокосные угодья и предоставить волостной управе узнать о цене участка занимаемого пасекой И.Д. Пяткова, ныне упраздненной, и если есть возможность арендовать его и разузнать о свободных сенокосных участках д. Зырянской.
Совет постановил приобрести для потребностей общежития трёх породистых молодых свиней.
Совет признал необходимость произвести ремонт следующего: рамы училищного корпуса, поправка штукатурки, побелка стен и потолков, одиннадцать печей в помещении училища и других училищных заведениях, окраска полов, поправка сеней и крыльца. Сломать и засыпать старый ватер и помойную яму, и устроить то и другое на заднем дворе. Устроить из кладовой при училищном корпусе теплую уборную. Поправить ворота, забор, тротуар и застелить бревнами канаву через улицу. Починить садовую ограду, крышу. Убрать на заднем дворе старый навес, а старье испилить на дрова. Произвести ремонт училищных квартир, ремонт и приобретение классной мебели.
Нынешней же весной силами учащих и учащихся насадить деревьев в школьном саду и просить разрешения у И.Д. Пяткова перенести с бывшей их пасеки некоторые фруктовые деревья, а также просить об уступке принадлежавшего Пяткову сада – школе.
Просить Земскую Управу посодействовать сделать запасы муки для общежития.
Совет просит выделить необходимое имущество для начальной школы посредством личной передачи, о чем составить форменный акт.
Совет высказал за пожелание передать всю церковную утварь, принадлежащую училищу, в местную Зырянскую Часовню.
Осмотреть все железо с председателем волостной управы, что нужное оставить при школе, а все лишнее железо, старые лампы, и часть бочек из под керосина и медогонку системы Левицкого продать.
Закупить восемьдесят саженей дровяного сырья, о чем объявить на сельском сходе для определения цен.
Просить Земскую Управу назначить для оканчивающих курс в Высшем начальном Зырянском училище, хотя бы четыре стипендии для продолжения образования.
О трудовой школе вообще получим представление из анкеты учителя Заводо-Успенской школы.
Дрыгалев Михаил Дмитриевич о себе.
Работал в школах в селе Бессарабском Омского уезда с февраля 1910 г. по сентябрь 1913 года. Поступил в Омский учительский институт и пробыл до окончания курса в апреле 1916 г. Мало-Балдинская сельская школа Червишевской волости с 1919 г. по август 1921 г. Заводо-Успенская Советская школа I ступени с августа 1921 года по ноябрь 1922 года. Далее последовал перевод в Зырянскую опытно-показательную школу, где прослужил до 10 февраля 1923 года. Наконец обратный перевод в село Заводо-Успенское для совместной службы с женой.
Во всех названных школах, за исключением Зырянской, служил учителем, ведя классное преподавание. В Зырянской школе преподавал отдельные предметы: алгебру, геометрию и географию в V-й группе.
Специальных курсов по трудовой школе не слушал, за исключением бывших в разные времена губернских и уездных съездов учителей в последние годы, где приходилось иногда слышать о главных общих директивах для преподавания в Трудовой школе. За время краткой службы в Зырянской школе участвовал в ученическом кружке любителей художест- венного чтения. Чтение вообще какой-либо литературы, относящейся к трудовой школе, не носило характера системы. Если и было что, то было случайное – частью полученное из отдела Народного Образования, частью добытое случаем. При невозмож- ности в настоящее время обеспечить все школы достаточным количеством пособий – это явление, вероятно, общее. Исключение для меня составляла школа Зырянская, которая будучи опытно-показательной и состоя в ведении ГУБОНО, не терпела нужды во всевозможных пособиях и руководствах, но ознакомиться основательно даже с некоторыми из них, для человека вновь поступившего, не было совершенно времени. Пришлось ограничиваться только просматриванием кое-чего. «Педагогика Гансберга» – единственный автор, читанный по вопросам общепедагогического характера. При школе имеется руководство «Народная школа и трудовое начало». Руководство – это лишь одна из вех, долженствующих вести к правильному решению вопроса о единой трудовой школе.
Из того, что пришлось слышать лично о понятии «трудовая школа» от представителя центра – центрального инструктора – изложу. При посещении Зырянской школы он дал тамошним школьным работникам ряд конкретных примеров с целью, чтобы они сами себе создали идею трудовой школы. Вот в кратких чертах несколько из этих примеров.
Рассказывал про одну из школ Петрограда. Помещается она в четвертом или пятом этаже. Ученики обслуживают ее сами, но обслуживание носит не утили- тарный, а дидактический характер. Носят дрова, поднимаясь по простой лестнице: тяжело. Учитель незаметно наводит их на мысль – не лучше ли дрова поднимать по наклонной плоскости? Появляются доски, устраивают наклонную плоскость. Вязанку дров тянут за веревки – гораздо легче. От наклонной плоскости переходят к мысли о блоке. Еще легче. Развивают систему блоков и в результате – один мальчик заменяет многих товарищей.
Еще пример. Топят печь при варке какого-либо кушанья. Определяют количество теплоты, необходимой для того, чтобы сварить его. Также определяют и общее количество теплоты, которую развивает печь. Вычисляют разницу между нужным количеством и тем, какое пропадает даром. Непроизводительная трата топлива – очевидна. Что делать? Как устранить это? Детский ум занят попыткой изысканий в данном направлении, и хотя новой системы печи не изобретут, но самый процесс мышления действует развивающе.
Вот, приблизительно, та канва, указанная товарищем центральным инспектором для развития идеи трудовой школы. Помимо этого пришлось прочесть (где, именно – теперь не припомню) о применении трудового метода во всех почти американских школах. В жизни американской школы участвует и городское самоуправление. Например, желая вымостить камнем несколько улиц, город дает школе задание составить смету потребного количества камня и прочего. И школа принимает в этом участие.
Мой личный взгляд, создавшийся приблизительно, на трудовую школу таков. Прежде всего, воспитательное значение труда (труда не в узком смысле какой-то тяжелой работы, а в более широком смысле) соединять по возможности и с целью утилитарной; только по возможности: но и это будет иметь значение воспитательное – я тружусь, следовательно, я получаю пользу, я имею нравственное право на эту пользу: «Кто работает, тот ест». При этом я все время имею ввиду школу сельскую, скромную в своей обстановке, безо всяких мастерских и прочего, школу пока настоящего времени. Изготовить с ребятами модели геометрических тел, простейший прибор для изучения землемерия; устроить цветочные клумбы, общий школьный огород, время от времени поддерживать чистоту школьного двора (субботник) и класса, не переходя, однако, в самообслуживание – вот приблизительно то, как я представляю себе трудовую школу.
Признаюсь, читала другие анкеты учителей, но вот такого подхода и свободного размышления, как у Михаила Дмитриевича, не встретила.
Прошло время, а мы познакомимся с Учебно-производственным планом 1926-1927 учебного года Зырянской школы крестьянской молодежи.
Занятия Зырянской Школы Крестьянской Молодежи разбиваются на два периода: осенне-зимний – теоретическая работа и весенне-летний – практическая работа, проводимая в школьном хозяйстве и в хозяйствах учеников, по заданиям полученным последними.
Педагогический персонал состоит из семи человек. Школа имеет четыре лошади, несколько коров, быка-производителя, сельскохозяйственные орудия и другой мелкий инвентарь; приобретено все исключительно на средства самой школы и находится в полной исправности.
Участок пахотной земли сто десятин. Под посев в нынешнем году пятнадцать десятин. Свободная земля тридцать десятин отдана в аренду местным крестьянам, с условием ведения четырёхпольного севооборота. При сборе урожая предполагается выделить известную долю для обслуживания детей, живущих в интернате и работающих лето в школьном хозяйстве, о чем подана докладная записка в ОКРОНО, чтобы таковое утвердило намеченное мероприятие, иначе на следующий год дети не останутся работать в хозяйстве школы.
Напоследок предложу Учебный план по сельскому хозяйству, который составил агроном Штольц В.О.
Тема: Мелкие отрасли сельского хозяйства.
Подтема Свиноводство. Задания для проработки: Экономическое значение свиноводства. Наша свинья и ее улучшение. Кормление свиней. Откорм. Воспитание молодняка. Уход и содержание (свинарник). Болезни свиней.
Подтема Птицеводство. Задания для проработки: Курица, ее содержание, кормление и разведение. Инкубатор и откорм кур. Утка, ее содержание, корм и разведение. Гусь, его содержание, корм и разведение. Болезни птицы. Птичники.
Тема: Коренные улучшения в технике сельского хозяйства.
Подтема Мелиорация. Задания для проработки: Значение мелиоративных работ и необходимость их проведения. Мелиоративные производства. Осушка болот. Овраги и борьба с ними. Раскорчевка, их проведение.
Подтема Механизация. Задания для проработки: Сельхозмашина, ее происхождение, и значение для сельского хозяйства. Уборочные и по обработке урожая машины, их применение, установка и работа на них. Сенокосилка. Конные грабли. Жнейка- самосброска. Сноповязалка.
Хочется надеяться, что найдутся читатели, знающие о школе не по документам, а воочию и смогут дополнить эту страницу в истории образования на селе.
С уважением,
Любовь РЫБАКОВА,
г. Тюмень.
|