Суббота, 23.11.2024, 06:58

Интернет-газета

"ЗНАМЯ ТРУДА"

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Ссылки

Тугулымская средняя общеобразовательная школа

Официальный сайт Тугулымского городского округа

Тугулымская районная территориальная избирательная комиссия
Поиск
Связаться с нами:
Адрес:
623650, Свердловская область, п. Тугулым, пл. 50 лет Октября, 1.
Телефоны:
8 (34367) 22-3-10 (редактор, приёмная, факс);
8 (34367) 2-17-36 (бухгалтерия);
8 (34367) 2-17-31 (корреспонденты);
8 (34367) 22-5-54 (корреспонденты).
E-mail: tugulym@mail.ru
Статистика
Главная » 2010 » Июль » 22 » Школьные годы быстро летят…
14:14
Школьные годы быстро летят…
Отзвучали последние звонки в школах. Канул  в небытие еще один май. Но впереди заключительный аккорд  весны,  праздник молодости -  выпускной бал надежды страны.
Сквозь зелень в школьных дворах время от времени мелькают белые рубашки и фартучки выпускников, переплетаются воедино встревоженные голоса учителей; всхлипы разочарования и радостный смех ребят – идет очередной экзамен. Подведение итогов – горячая пора у выпускников и их педагогов.
Картина предэкзаменационной лихорадки вызывает волну воспоминаний  о своих  школьных годах; в памяти всплывают образы любимых учителей, одноклассников.
Со своей первой учительницей Зоей Романовной  Марандиной  ( в замужестве) мы познакомились в первый учебный день. Невысокая, хрупкая девушка с живыми, веселыми глазами и тяжелой золотисто-русой косой почти до щиколотки сразу покорила детские сердца.
Как добрая фея из сказки, Зоя Романовна с легкой улыбкой встречала на пороге класса каждого первоклашку, брала за руку и усаживала за парту.
Высокие створчатые белые двери просторного класса, огромные окна, черные блестящие парты и доска дополняли торжественный момент.
Но ощущение сказки и радости мгновенно улетучилось, как только я увидела своего соседа по парте. Это был Ванька К. – личность мне печально известная. В силу своеобразного юмора или микроба вредности Ванька всякий раз, увидев нас, девчонок, проходящих мимо его дома, выпускал стаю домашних гусей. Вытянув шеи, хлопая устрашающе огромными  крыльями и злобно шипя, гуси неслись за нами по деревне. С визгом и  воплями, под дикий хохот Ваньки мы бросались врассыпную, сбивая гусей с толку. Стая в замешательстве тормозила: вожак не мог определиться с выбором жертвы. И эта заминка спасала нас.
И вот мы с Ванькой – за одной партой. Иван тоже не обрадовался моему соседству.
Со слезами в глазах мы замерли на своих местах. Школа – заведение серьезное.
Волей – неволей пришлось обоим оставить амбиции при себе. Начался первый урок, а с ним – новая интересная жизнь. И досадный конфликт как- то незаметно угас.
Нам нравилось учиться. Зимой, даже в 40-градусные  морозы, мы прибегали в школу почти за час до занятий. Наш главный «тихий ангел хранитель» - тетя Шура еще занималась уборкой, топила печи. Тетя Шура помогала нам освободиться от платков, которыми родители укутывали нас по самые глаза. Мы грелись у печи и шли в пионерскую комнату, где делились новостями (как  никак, целую ночь не общались), листали журналы. Занятия в школе в морозные дни никто не отменял. Низкая температура в зимнее время было делом обычным в наших краях.
Деревня Луговая  зигзагом в два ряда домов тянулась на 2 км, вначале – вдоль берега родниковой речки Змеевки до ее впадения в реку Пышма  и далее – по берегу реки Пышма.
На противоположном высоком берегу реки Змеевки, потеснив лес, стоял еще десяток домов. По сути, луговчане  были островитянами. Маленькие и два больших моста связывали д. Луговая  с поселком Пышма и большим миром.
Школа в деревне Луговая была только начальная, двухкомплектная. Она располагалась в красивом, должно быть, барском  доме. Между двумя просторными  классными комнатами находилась пионерская комната. Перед Новым годом перегородку между ними сдвигали гармошкой. Получался большой зал, где устанавливали огромную елку. Места хватало и для артистов, и для зрителей, и для хороводов.
У каждого учителя одновременно занималось два класса, т.е. у Зои Романовны  в первый год учились первоклассники и третьеклассники. Не трудно представить, каких усилий стоит каждый урок учителю в подобной школе. А еще есть повседневные внешкольные занятия, где без поддержки таких,  как  Шура Лебедева, было не обойтись. Шура – одно из доверенных лиц нашей любимой учительницы. Она -  наша вожатая, третьеклассница. Мы ее обожали за ровный характер, желание помочь, в конце концов, за то, что она знает то, чего не знаем мы. Несмотря на юный возраст, Шура поражала нас житейской мудростью.
А Зоя Романовна каждый день без устали порхала от ученика к ученику, от класса к классу, от стола к доске, молча поправляла нашу осанку, тихим голосом объясняла задание, проводила неотвратимый опрос. И так весь учебный процесс – и без всякого эмоционального надрыва.
А после уроков мы еще не скоро расставались с Зоей Романовной, нас ждали прогулки или увлекательное  чтение толстых книг с красивыми  иллюстрациями о Незнайке, о Золотом Ключике…и, конечно же, рассказов Толстого, Пришвина, Гайдара…
А еще  мы сажали деревья и цветы, ставили спектакли. Среди  одноклассников были и признанные артистические таланты. Когда на сцене появлялась Н.Годунова в роли  очередного мальчишки, зрительный зал оживлялся, а в жизни она меньше кого-либо  напоминала мальчика.
В нашем классе с мальчиками было как говорят:  «Раз- два и …». Тон в учебе и во внеурочное время задавали девочки. Зоя Романовна могла смело рассчитывать на их благоразумие. Это с подачи Любы М., ее отец Афанасий Григорьевич устроил для  школьников показ чуда рождения глиняной посуды. Мы завороженно следили, как из куска сизо – серой глины в руках мастера появлялись то горшок, то кувшин. А вот и амфора - сибирская корчага. Потом мы помогали обжигать эту посуду и огорчались от разбитых сосудов.
А еще, с разрешения тети Жени  Коркиной – бригадира доярок, присутствовали на вечерней дойке. Многие из нас и не представляли с какого боку подходят к корове, хотя в редком  дворе не было кормилицы. Буренки косились на экскурсантов своими умными глазами, но вели себя достойно.
А молодые доярки пели песни, смеялись, приглашали на ферму после окончания школы.
Зоя Романовна, как и все учителя в деревне, имела весомый авторитет. Родители, забывая про ее небольшой жизненный опыт, обращались по любым вопросам. Ну, а мы, зная, что Зоя Романовна для сессии в вузе  собирает гербарии растений и коллекцию жуков, решили оказать посильную помощь нашей учительнице. И вскоре, буквально забросали ее ворохом травы и листьев. Тактичный человек, Зоя Романовна не смела противиться нашему «подарку». А мы уже готовили ей очередную «радость»  (сюрприз) -  майских жуков. Весь вечер прыгали вокруг тополя, сбивая жуков палкой, ориентируясь по их  характерному жужжанию. Добычу бросили в коробки и пошли по домам. Рано утром сюрприз ждал …меня: с  реактивным воем голодные жуки  метались по дому, бились в окна в поисках свободы…
Родители запретили предлагать впредь подобные « услуги» кому-либо.
Строгим ли педагогом была Зоя Романовна? Скорее  –  требовательным. Я листаю сохранившуюся линованную тетрадь по чистописанию. Судя по скромным оценкам – мое  калли-графическое мастерство оставляет желать лучшего, но я вполне довольна. Мои навыки  витиеватого  письма пользовались большим спросом  у коллег при оформлении поздравительных  посланий.
Преклоняюсь перед  учителями, которые за год  могли  научить безграмотного маленького человечка  художественному  ремеслу – каллиграфии. Шаг за шагом, Зоя Романовна шлифовала наш доморощенный лексикон. Не обходилось и без курьезов.
Как-то мама моей подруги тетя Гутя дала задание купить  КИЛО ПЕСКУ, еще повторила: «Не сахар, а песок!». Взявшись за руки, мы помчались в магазин, повторяя:   «Песок…Кило…». У самого магазина  одна из нас споткнулась о пенек, и …обе неудачно приземлились. Встали, посмотрели друг на друга, и – в слезы. Нет, плакали не от того, что колени были разбиты, а от того,…что забыли цель нашего похода. Продавец  Валя  долго допытывалась у нас, что нам нужно. В общем:  «Сахар, но – не сахар, не килограмм и не километр …». Наконец,  определились: песок, сахарный. А сколько?... Вернулись со слезами домой. Тетя Гутя, выслушав нашу историю, сквозь смех объяснила суть слова «КИЛО». Мы, счастливые от того, что не наказаны, побежали обратно в магазин.
Одним из любимых занятий было чтение книг. Как только закрыли букварь, Зоя Романовна отвела нас в деревенскую библиотеку. Так мы стали постоянными, даже чересчур постоянными, читателями библиотеки.
Зоя Романовна, наша самая-самая! Спасибо Вам за то, что  Вы были в нашей жизни !
Зоя Романовна уехала с мужем в поселок Ертарка;  луговчане   провожали ее, как  родного человека.
Нас, ее первых выпускников, успокаивало лишь то, что мы, покинув родные пенаты почти полным составом, успешно учились  уже в  Пышминской  средней школе. …
А это уже – другая история.
М. Вяткина   (тел. (3452) 523526  для справок).

Категория: Образование | Просмотров: 726 | Добавил: znamitruda | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Герб

Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Категории раздела
Выборы [81]
Актуально [133]
Из почты редакции [349]
Поздравляем [405]
История. Память. Общество. Человек. [158]
Благодарность в конверте [56]
Официально [513]
Разные стороны нашей жизни [1693]
Великой Победе посвящается [56]
Есть проблема [16]
Читатель-газета-читатель [90]
Литературная страница [34]
В кругу семьи [37]
Правоохранительные органы [292]
Спорт [171]
Медицина и здоровье [93]
Образование [53]
Дети, о детях, для детей [47]
Конкурс "Иду тропинкою лесной" [12]
Областные новости [45]
Юбилей Тугулымского района [43]
Информируют службы района [128]
В администрации округа [5]
Новости учреждений культуры [73]
Сельское хозяйство [19]
Духовность [3]
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz