Отзвучали последние звонки в школах. Канул в небытие еще один май. Но впереди заключительный аккорд весны, праздник молодости - выпускной бал надежды страны. Сквозь зелень в школьных дворах время от времени мелькают белые рубашки и фартучки выпускников, переплетаются воедино встревоженные голоса учителей; всхлипы разочарования и радостный смех ребят – идет очередной экзамен. Подведение итогов – горячая пора у выпускников и их педагогов. Картина предэкзаменационной лихорадки вызывает волну воспоминаний о своих школьных годах; в памяти всплывают образы любимых учителей, одноклассников. Со своей первой учительницей Зоей Романовной Марандиной ( в замужестве) мы познакомились в первый учебный день. Невысокая, хрупкая девушка с живыми, веселыми глазами и тяжелой золотисто-русой косой почти до щиколотки сразу покорила детские сердца. Как добрая фея из сказки, Зоя Романовна с легкой улыбкой встречала на пороге класса каждого первоклашку, брала за руку и усаживала за парту. Высокие створчатые белые двери просторного класса, огромные окна, черные блестящие парты и доска дополняли торжественный момент. Но ощущение сказки и радости мгновенно улетучилось, как только я увидела своего соседа по парте. Это был Ванька К. – личность мне печально известная. В силу своеобразного юмора или микроба вредности Ванька всякий раз, увидев нас, девчонок, проходящих мимо его дома, выпускал стаю домашних гусей. Вытянув шеи, хлопая устрашающе огромными крыльями и злобно шипя, гуси неслись за нами по деревне. С визгом и воплями, под дикий хохот Ваньки мы бросались врассыпную, сбивая гусей с толку. Стая в замешательстве тормозила: вожак не мог определиться с выбором жертвы. И эта заминка спасала нас. И вот мы с Ванькой – за одной партой. Иван тоже не обрадовался моему соседству. Со слезами в глазах мы замерли на своих местах. Школа – заведение серьезное. Волей – неволей пришлось обоим оставить амбиции при себе. Начался первый урок, а с ним – новая интересная жизнь. И досадный конфликт как- то незаметно угас. Нам нравилось учиться. Зимой, даже в 40-градусные морозы, мы прибегали в школу почти за час до занятий. Наш главный «тихий ангел хранитель» - тетя Шура еще занималась уборкой, топила печи. Тетя Шура помогала нам освободиться от платков, которыми родители укутывали нас по самые глаза. Мы грелись у печи и шли в пионерскую комнату, где делились новостями (как никак, целую ночь не общались), листали журналы. Занятия в школе в морозные дни никто не отменял. Низкая температура в зимнее время было делом обычным в наших краях. Деревня Луговая зигзагом в два ряда домов тянулась на 2 км, вначале – вдоль берега родниковой речки Змеевки до ее впадения в реку Пышма и далее – по берегу реки Пышма. На противоположном высоком берегу реки Змеевки, потеснив лес, стоял еще десяток домов. По сути, луговчане были островитянами. Маленькие и два больших моста связывали д. Луговая с поселком Пышма и большим миром. Школа в деревне Луговая была только начальная, двухкомплектная. Она располагалась в красивом, должно быть, барском доме. Между двумя просторными классными комнатами находилась пионерская комната. Перед Новым годом перегородку между ними сдвигали гармошкой. Получался большой зал, где устанавливали огромную елку. Места хватало и для артистов, и для зрителей, и для хороводов. У каждого учителя одновременно занималось два класса, т.е. у Зои Романовны в первый год учились первоклассники и третьеклассники. Не трудно представить, каких усилий стоит каждый урок учителю в подобной школе. А еще есть повседневные внешкольные занятия, где без поддержки таких, как Шура Лебедева, было не обойтись. Шура – одно из доверенных лиц нашей любимой учительницы. Она - наша вожатая, третьеклассница. Мы ее обожали за ровный характер, желание помочь, в конце концов, за то, что она знает то, чего не знаем мы. Несмотря на юный возраст, Шура поражала нас житейской мудростью. А Зоя Романовна каждый день без устали порхала от ученика к ученику, от класса к классу, от стола к доске, молча поправляла нашу осанку, тихим голосом объясняла задание, проводила неотвратимый опрос. И так весь учебный процесс – и без всякого эмоционального надрыва. А после уроков мы еще не скоро расставались с Зоей Романовной, нас ждали прогулки или увлекательное чтение толстых книг с красивыми иллюстрациями о Незнайке, о Золотом Ключике…и, конечно же, рассказов Толстого, Пришвина, Гайдара… А еще мы сажали деревья и цветы, ставили спектакли. Среди одноклассников были и признанные артистические таланты. Когда на сцене появлялась Н.Годунова в роли очередного мальчишки, зрительный зал оживлялся, а в жизни она меньше кого-либо напоминала мальчика. В нашем классе с мальчиками было как говорят: «Раз- два и …». Тон в учебе и во внеурочное время задавали девочки. Зоя Романовна могла смело рассчитывать на их благоразумие. Это с подачи Любы М., ее отец Афанасий Григорьевич устроил для школьников показ чуда рождения глиняной посуды. Мы завороженно следили, как из куска сизо – серой глины в руках мастера появлялись то горшок, то кувшин. А вот и амфора - сибирская корчага. Потом мы помогали обжигать эту посуду и огорчались от разбитых сосудов. А еще, с разрешения тети Жени Коркиной – бригадира доярок, присутствовали на вечерней дойке. Многие из нас и не представляли с какого боку подходят к корове, хотя в редком дворе не было кормилицы. Буренки косились на экскурсантов своими умными глазами, но вели себя достойно. А молодые доярки пели песни, смеялись, приглашали на ферму после окончания школы. Зоя Романовна, как и все учителя в деревне, имела весомый авторитет. Родители, забывая про ее небольшой жизненный опыт, обращались по любым вопросам. Ну, а мы, зная, что Зоя Романовна для сессии в вузе собирает гербарии растений и коллекцию жуков, решили оказать посильную помощь нашей учительнице. И вскоре, буквально забросали ее ворохом травы и листьев. Тактичный человек, Зоя Романовна не смела противиться нашему «подарку». А мы уже готовили ей очередную «радость» (сюрприз) - майских жуков. Весь вечер прыгали вокруг тополя, сбивая жуков палкой, ориентируясь по их характерному жужжанию. Добычу бросили в коробки и пошли по домам. Рано утром сюрприз ждал …меня: с реактивным воем голодные жуки метались по дому, бились в окна в поисках свободы… Родители запретили предлагать впредь подобные « услуги» кому-либо. Строгим ли педагогом была Зоя Романовна? Скорее – требовательным. Я листаю сохранившуюся линованную тетрадь по чистописанию. Судя по скромным оценкам – мое калли-графическое мастерство оставляет желать лучшего, но я вполне довольна. Мои навыки витиеватого письма пользовались большим спросом у коллег при оформлении поздравительных посланий. Преклоняюсь перед учителями, которые за год могли научить безграмотного маленького человечка художественному ремеслу – каллиграфии. Шаг за шагом, Зоя Романовна шлифовала наш доморощенный лексикон. Не обходилось и без курьезов. Как-то мама моей подруги тетя Гутя дала задание купить КИЛО ПЕСКУ, еще повторила: «Не сахар, а песок!». Взявшись за руки, мы помчались в магазин, повторяя: «Песок…Кило…». У самого магазина одна из нас споткнулась о пенек, и …обе неудачно приземлились. Встали, посмотрели друг на друга, и – в слезы. Нет, плакали не от того, что колени были разбиты, а от того,…что забыли цель нашего похода. Продавец Валя долго допытывалась у нас, что нам нужно. В общем: «Сахар, но – не сахар, не килограмм и не километр …». Наконец, определились: песок, сахарный. А сколько?... Вернулись со слезами домой. Тетя Гутя, выслушав нашу историю, сквозь смех объяснила суть слова «КИЛО». Мы, счастливые от того, что не наказаны, побежали обратно в магазин. Одним из любимых занятий было чтение книг. Как только закрыли букварь, Зоя Романовна отвела нас в деревенскую библиотеку. Так мы стали постоянными, даже чересчур постоянными, читателями библиотеки. Зоя Романовна, наша самая-самая! Спасибо Вам за то, что Вы были в нашей жизни ! Зоя Романовна уехала с мужем в поселок Ертарка; луговчане провожали ее, как родного человека. Нас, ее первых выпускников, успокаивало лишь то, что мы, покинув родные пенаты почти полным составом, успешно учились уже в Пышминской средней школе. … А это уже – другая история. М. Вяткина (тел. (3452) 523526 для справок).
|