Государственный земельный контроль Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно ст. 71 Земельного кодекса специально уполномоченный орган осуществляет государственный земельный контроль. В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ, Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на Росреестр и его территориальные отделы возложены полномочия по осуществлению государственного земельного контроля. На территории Тугулымского городского округа эти функции исполняют должностные лица - государственные инспекторы Тугулымского городского округа по использованию и охране земель. Основной задачей государственного земельного контроля, осуществляемого Росреестром и его территориальными органами, является контроль за соблюдением земельного законодательства, требований использования и охраны земель организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Целью государственного земельного контроля является сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. Для достижения указанной цели необходимо соблюдать принципы государственного земельного контроля: принцип постоянности государственного земельного контроля и принцип неотвратимости наказания за совершенные земельные правонарушения. Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. Кроме того, проводятся внеплановые проверки - при контроле над устранением нарушений земельного законодательства и в случаях непосредственного обнаружения нарушений. В случае выявления нарушений земельного законодательства государственными инспекторами принимаются необходимые меры по привлечению нарушителей к ответственности. Непринятие нарушителем необходимых мер по устранению нарушений земельного законодательства влечет за собой определенные последствия, вплоть до изъятия земельного участка или привлечения нарушителя к уголовной ответственности. Основным видом нарушения земельного законодательства традиционно является самовольное занятие или использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Большое количество земельных участков, занятых гаражами, под жилые дома используются без правоустанавливающих документов на землю. В ходе проверок установлено, что у многих граждан имеются документы, полученные ранее, до вступления в действие Земельного Кодекса РФ от 25 октября 2001 года. Они позволяют гражданам в упрощенном порядке оформить права на землю. Для выяснения необходимо обратиться в Талицкий отдел Росреестра (р.п Тугулым, ул. Ленина, д. 61) В порядке реализации положения Федерального Закона от 30.06.06 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» усилена деятельность по осуществлению государственного земельного контроля над использованием физическими лицами земельных участков без правоустанавливающих документов. Эта работа, в первую очередь, носит разъяснительный характер о том, что граждане имеют право, которым необходимо воспользоваться, но в то же время использование земельного участка без оформленных в соответствии с действующим законодательством правоустанавливающих документов на землю влечет административную ответственность. В ходе проведения данных проверок инспекторы выносят Предписания об устранении нарушений, в которых определен срок устранения нарушений. Поэтому необходимо гражданам, использующим земельные участки под объектами недвижимости, не ждать начала проведения проверки государственным инспектором, а проверить наличие правоустанавливающих (право удостоверяющих) документов на используемые земельные участки, а при их отсутствии оформить документы. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». По вопросам земельных правоотношений вы можете обращаться к специалистам Талицкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: р. Тугулым, ул.Ленина, д. 61. УПРАВЛЕНИЕ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Талицкий отдел. * * *
Оборот земель сельхозназначения взят под строгий контроль Вышел в свет Федеральный закон № 435-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, в законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения. За разъяснением вопроса о необходимости принятия новых поправок в законодательство мы обратились к заместителю начальника Талицкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области И.В. Ракульцевой: – Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» откорректировал действующие правовые нормы в части использования, оборота, приобретения права собственности на указанные земли и земельные доли. Как следует из содержания ст.79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Вместе с тем фактическое их использование часто не соответствует указанным требованиям. За время реформирования земельных отношений структура сельскохозяйственных угодий значительно изменилась, но не в лучшую сторону. Из оборота выведены ценные угодья – пашня с высоким показателем естественного плодородия. Поэтому данный Закон позволит взять земли сельхозназначения под жесткий контроль государства, большая часть земель сельхозназначения – это земли общей долевой собственности граждан, а также земли предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся сельскохозяйственным производством. – Какие именно изменения грядут в связи с нововведением? – Изменения, внесенные в законодательство, обширные и интересные. Большая их часть начнет действовать с 1 июля 2011 года, но ряд нововведений применяется уже сейчас. Изменения внесены в части положений об аренде земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В предыдущей редакции Закона говорилось, что договор аренды заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, которое действует на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально. Теперь такой договор может подписать лицо, уполномоченное решением общего собрания участников долевой собственности и совершать без доверенности сделки с таким земельным участком. Закон № 435 – ФЗ снизил цену приобретения сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского хозяйства, прав собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Теперь участник долевой собственности на земельный участок, при желании, может отказаться от права собственности на земельную долю. Для отказа нужно подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию. На сегодняшний день это Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и его территориальные подразделения, на территории Тугулымского городского округа отдел размещается по адресу: р.п. Тугулым, ул. Ленина, 61. – Право собственности на земельную долю прекращается с момента регистрации прекращения такого права? – В связи с корректировками земельного законодательства уже начали действовать изменения в части особенностей регистрации прав на земельные участки, образуемые из земель сельхозназначения, а именно уточнен состав документов, на основании которых проводится государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц. Сейчас заявление о такой регистрации вправе подать лицо, уполномоченное общим собранием участников долевой собственности. Его полномочия подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания. Обращаем ваше внимание на то, что на территории Тугулымского городского округа 3 950 граждан собственников общей долевой собственности, которые в 90-е годы получили документы на земельные паи из земель сельхозназначения, но далеко не все еще распорядились своим земельным паем. Собственникам земельной доли необходимо понимать, что все земли должны использоваться в соответствии с разрешенным использованием, в том числе и земли сельхозназначения, полученные гражданами в период земельной реформы. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ ввел административную ответственность за неиспользование в течение определенного Законом срока – 3 года, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностные лица – от четырех до шести тысяч рублей; на юридические лица – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Поэтому необходимо четко понимать всю ответственность при нарушении Земельного законодательства. Стать хозяином своей земли и распорядиться своим правом на земельные доли, передав её в аренду сельхозпредприятию для сельхозиспользования, выделить земельный участок в счет земельной доли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или отказаться от своего права на земельную долю. В следующем номере мы остановимся на других нововведениях в порядке оборота земель сельскохозяйственного назначения. |