(Из отчета на заседании расширенной коллегии муниципалитета 26 октября 2015 г.)
В определении задач развития современного образования и его реформи- рования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. Одним из показателей является государственная итоговая аттестация выпускников общеобразовательных организаций, которая проводилась в 2 периода: основной (май-июнь) и дополнительный (сентябрь).
Основной формой государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших программы среднего общего образования, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). В 2014-2015 учебном году в региональной информационной системе (РИС) для прохождения государственной итоговой аттестации было зарегистрировано 69 обучающихся 11 (12) классов общеобразовательных организаций Тугулымского городского округа и 3 выпускника прошлых лет. Все участники были закреплены за пунктом проведения экзамена – ППЭ 2901, созданном на базе МАОО Тугулымской СОШ № 26.
ЕГЭ по русскому языку сдавали 68 обучающихся 11 (12) классов. Все они успешно сдали русский язык в основной день и показали хорошие результаты: от 60-70 баллов набрали 10 обучающихся (14,7 %); от 70-80 – 8 (11,7 %); свыше 80 – 8 (11,7 %); свыше 81 – 6 (86 %). Александров Максим, обучающийся МАОО Тугулымской СОШ № 26, набрал по русскому языку 90 баллов.
Наибольшее количество высокобальников по русскому языку (от 70 до 90 баллов) у МАОО Тугулымской СОШ № 26 (7 – 53,8 %, учитель О.П. Кантаурова) и у МКОУ Юшалинской СОШ № 25 (7 – 33 %, учитель Р.Г. Сарычева).
Средний балл по русскому языку по Тугулымскому городскому округу – 56,5 (в 2014 г. – 54,4). Средний балл по Свердловской области – 71,05, по РФ – 65,9.
В соответствии с изменениями Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в 2015 году обучающимся 11 (12) классов для получения аттестата о среднем общем образовании впервые имели право выбора сдачи экзамена математики по уровням: математика (базовый уровень) и (или) математика (профильный уровень).
ЕГЭ по математике (базовый уровень) сдавали 67 обучающихся 11 (12) классов общеобразовательных организаций. Успешно сдали экзамен 62 обучающихся (92,5 %); на «5» – 16 (23,8 %); на «4» – 21 (31,3 %); на «3» – 25 (37,3 %). Не сдали экзамен в основной период 7 обучающихся (1 – Луговская СОШ № 24 и 6 – Вечерняя СОШ), пересдали в дополнительный период – 2.
Качество образования по математике (базовый уровень) – 53 %. Средний балл по математике (базовый уровень) по Тугулымскому городскому округу 3,8 (по РФ 4,0, по Свердловской области 4,21).
ЕГЭ по математике (профильный уровень) сдавали 34 обучающихся, успешно сдали 19 выпускников 11 (12) классов, не сдали 15 (44,1 %).
Средний балл по математике (профильный уровень) по Тугулымскому городскому округу 34,1 (по РФ – 45,4, по области – 44,6).
Начиная с 2010 года, самым популярным предметом по выбору у тугулымских школьников является обществознание. ЕГЭ по обществознанию сдавали 36 обучающихся (53,7% от общего количества обучающихся 11 (12) классов. Не сдали – 2 (5,5%) от количества сдававших. Самый высокий балл по обществознанию – 86 – набрала Анастасия Ахмадулина (Тугулымская СОШ № 26, учитель И.С. Онищенко). Средний балл по обществознанию по Тугулымскому городскому округу – 47,2 (в 2014 г. – 43,6). По области – 56,11, по РФ – 53,3.
Ежегодно увеличивается количество обучающихся, которые выбирают физику для поступления в ВУЗы технической направленности. ЭГЭ по физике сдавали 14 выпускников 11 классов, успешно – 11 (78,6%), не сдали 3 (21,4 %). Средний балл по физике 39,7 (в 2014 г. – 30,2). Средний балл по РФ 51,2, по Свердловской области – 52,31.
ЕГЭ по биологии сдавали 10 обучающихся 11 классов, успешно – 9 (90 %). От 50 до 70 баллов набрали обучающиеся МКОУ Юшалинской СОШ № 25, самый высокий – 67 – обучающаяся этой школы Елизавета Саюстова (учитель Н.В. Заровнятных). Средний балл по биологии в Тугулымском городском округе – 43,4 (в 2014 г. – 48). Средний балл по РФ – 53,2, по Свердловской области – 54,71.
Проведенный анализ результатов единого государственного экзамена 2015 года позволяет сделать следующие выводы (в сравнении с 2014 г.): повысился средний балл по русскому языку с 54,4 до 56,5; по обществознанию с 46,6 до 47,2; по физике с 30,2 до 39,7; на 4 и 5 окончили среднюю школу 18 обучающихся, что составляет 26,8 % от числа обучающихся, допущенных к итоговой аттестации (в 2014 г. – 24 %, в 2013 г. – 20 %).
По итогам государственной итоговой аттестации выпускников 11 (12) классов в Тугулымском городском округе 2 выпускницы 11 классов получили медаль «За особые успехи в учении»: Анастасия Ахмадулина (Тугулымская СОШ) и Юлия Медведева (Луговская СОШ).
Не получили аттестат о среднем общем образовании после пересдачи математики в дополнительный период 5 обучающихся 11 (12) классов образовательных организаций ТГО (7,4 %).
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов включала в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике и проводилась в соответствии с выбором обучающихся исключительно в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).
В 2014-2015 учебном году в 9 классах общеобразовательных организаций района обучалось 238 учащихся. К государственной итоговой аттестации допущено 210 выпускников (88%). За академическую неуспеваемость не допущено к государственной итоговой аттестации 14 обучающихся (5,9%) из 6 общеобразовательных организаций (в 2014 г. – 26 (12 %): Верховинской СОШ – 2; Юшалинская – 5; Двинская – 2; Заводоуспенская – 1; Тугулымская – 2; ВСОШ – 2.
ОГЭ по русскому языку сдавали 209 обучающихся 9 классов, не сдали в основной период (июнь) 31 выпускник. В дополнительный период (сентябрь) из 31 выпускника не пересдали 23 (11 %), сдали только 8. Таким образом, успешно сдали ОГЭ по русскому языку 186 обучающихся (88,9 %). На «5» – 25 (12 %) , на «4» – 72 (34,4 %), на «3» – 89 (42,6 %) (с учетом пересдачи). Средний балл по Тугулымскому городскому округу – 3,2 (в 2014 г. – 3,2). Качество образования по русскому языку по Тугулымскому городскому округу составляет 45,5 %, успеваемость – 85,2 %.
ОГЭ по математике сдавали 211 обучающихся 9 классов. Не сдали математику в основной период 84 (40%), не пересдали в дополнительный –73 (34,5%). Таким образом, успешно сдали ОГЭ по математике 138 обучающихся (65,4%). На «5» – 3 (1,4%), на «4» – 32 (15%), на «3» – 103 (48,8%). Успеваемость составляет – 65,5%.
Средний балл по математике – 2,7 (в 2014 г. – 3,2). Качество образования составляет 16,5%.
По результатам двух обязательных экзаменов не сдали русский язык и математику – 23 обучающихся 9 классов (10,9 %); не сдали математику – 50 (23,8 %).
Экзамены по другим учебным предметам: литературе, химии, биологии, истории, обществознанию обучающиеся сдавали на добровольной основе и по своему выбору.
По итогам 2014-2015 учебного года 31 выпускник успевал по всем предметам на «4» и «5» и подтвердил результаты в ходе государственной итоговой аттестации, это составило 14,8 % от общего числа выпускников 9 классов (в 2014 г. – 51 (26%).
Аттестат об основном общем образовании особого образца получили 4 выпускника 9 классов или 1,9% от общего количества (в 2014 г. – 2, в 2013 г. – 3 (5,8 %), в 2012 г. –15, в 2011 г. – 4). Только выпускники 9 класса МКОУ Двинской СОШ № 28 успешно сдали обязательные экзамены и все получили аттестат об основном общем образовании.
14 выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в соответствии с заключением ПМПК проходили итоговую аттестацию по технологии и получили свидетельство об обучении в образовательной организации.
Не получили аттестат об основном общем образовании 73 выпускника 9 классов, что составляет 34,7% от общего количества: Заводоуспенская СОШ – 8 (89 %) из 9, Луговская – 8 (36,3 %) из 22, Юшалинская – 7 (19,4 %) из 36, Тугулымская – 17 (25,3 %) из 67, Ертарская – 1 (11%) из 9, Верховинская – 5 (45 %) из 11, Яровская – 1 (25 %) из 4, Ошкуковская – 4 (25,8 %) из 14, Гилевской ООШ – 4 (80 %) из 5, Зубковская – 2 (50 %) из 4, Ядрышниковская – 3 (30 %) из 10; ВСОШ – 13 (86 %) из 15.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования выпускники, неуспешно прошедшие государственную итоговую аттестацию остаются на повторное обучение в 9 классе в образовательных организациях или по решению родителей (законных представителей) получают повторное образование за курс 9 класса вне образовательных организаций в форме семейного образования.
Из 73 выпускников 9 классов, не прошедших итоговую аттестацию, – 63 обучаются в очной форме в дневных школах, в очно-заочной форме в вечерней школе – 1, отчислено из школ – 2 (1 – Ошкуковская СОШ – переезд родителей на новое место жительства, 1 – Зубковская ООШ (исполнилось 18 лет), 7 человек получают повторное образование вне образовательной органи- зации в форме семейного образования (Юшалинская СОШ).
Среди субъективных причин, приведших к невысоким показателям государственной итоговой аттестации, можно выделить следую- щее:
- недостаточный уровень контроля методической организации учебных консультаций по подготовке к итоговой аттестации;
- недостаточная мотивация у обучающихся на подготовку к успешной сдаче обязательных экзаменов;
- недостаточная заинтересованность родителей (законных представителей) на подготовку детей к успешной сдаче экзаменов;
- слабая сформированность у обучающихся 9 классов вычислительных навыков, логического и образного мышления;
- отсутствие тесного взаимодействия с родителями тех учащихся, которые показали неуспешные результаты.
В целях повышения качества реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования на 2015-2016 учебный год поставлены следующие задачи:
1. Осуществить содержательный и сопоставительный анализ результатов диагностических контрольных работ, промежуточной и государственной итоговой аттестаций.
2. Провести анализ учительского корпуса (профессиональная подготовка, уровень квалификации, наличие опыта работы в выпускных классах, владение технологией проверки открытой части тестовых заданий ЕГЭ, ОГЭ, основами анализа КИМов.
3. Выделить группу риска выпускников, которые могут не преодолеть минимальный порог. Выделить группу высокобальников, в которую входят претенденты на медаль «За особые успехи в обучении», участники и победители олимпиад, конкурсов, НПК.
4. Оценить деятельность районных методических объединений, выявить проблемы и недостатки в организации работы с преподавателями выпускных классов, обучающимися группы риска, группы высокобальников.
5. Утвердить график взаимопроверок, организованных на уровне муниципального образования, с целью установления качества выполнения мероприятий по организации и ликвидации выявленных пробелов в освоении обучающимися государственного образовательного стандарта.
Для выполнения поставленных задач проделана следующая работа: в школах проведены диагностические контрольные работы по русскому языку и математике для обучающихся 9 и 11 (12) классов; выявлены группы риска по математике и по русскому языку в 9 и 11 классах (группа риска по математике 9 класс – 143 из 314 обучающихся (45,5 %), группа риска по русскому языку – 89 (28,3 %), группа риска по математике 11 класс – 35 из 95 (36,8 %), группа риска по русскому языку 11 класс – 24 (25,5 %); в каждой школе составлены планы индивидуальной и коллективной работы с группами риска, проводятся консультации по математике и по русскому языку; выпускники 9 классов определяются с предметами по выбору (т.к. в 2016 году при прохождении государственной итоговой аттестации выпускникам 9 классов надо будет сдать 4 экзамена: 2 обязательных предмета и 2 предмета по выбору).
Определены потенциальные высокобальники: (на аттестат особого образца в 9 классе претендуют 7 обучающихся (Ертарская СОШ – 1, Тугулымская – 1, Юшалинская – 2, Луговская – 3); на медаль «За особые успехи в обучении» претендует Михаил Филипов, обучающийся 11 класса МАОО Луговской СОШ.
В целях повышения качества образования по математике на уровне района РМО учителей математики планирует: 12 ноября провести методическое занятие "Эффективные формы подготовки обучающихся к итоговой аттестации», по результатам методического занятия будут подготовлены электронные сборники в помощь педагогам и обучающимся; в декабре – секцию РМО учителей математики в Ертарской СОШ, посетить открытые уроки по математике в 8-9 классах, ознакомиться с опытом подготовки к государственной итоговой аттестации; в ноябре-феврале – заочную матема- тическую викторину для обучающихся 5-11 классов; в марте 2016 года – III муниципальную НПК обучающихся по математике.
Успешность наших выпускников – это, прежде всего, результат слаженной работы образовательной организации, родителей и, конечно, общественности. Одной школе не достичь поставленных целей. А родители, к сожалению, не всегда выступают помощниками и единомышленниками школы. Я обращаюсь к начальникам сельских и поселковых управ, к советам по профилактике, созданным при каждой управе, оказывать помощь школам в работе с теми семьями, которые не уделяют должного внимания своим детям, не интересуются их учебой. Жизненный принцип таких родителей «мы сдали, и наши дети сдадут» в настоящее время не работает. Без объединения усилий семьи, общест- венности, детей и учителей невозможно обеспечить достойного качества образования нашим детям в современном мире.
Любовь Свищёва, начальник Управления образования администрации ТГО.
|