«Созвездие читающих семей»
Семья – это удивительный неповторимый уголок вселенной, маленькая планета, наполненная светом и теплотой. И прекрасно, когда ярко горит огонь домашнего очага, когда за столом собираются мамы, папы, бабушки, дедушки и комната наполняется детскими голосами.
Луговская поселковая библиотека в свой дом пригласила гостей на мероприятие под названием «Созвездие читающих семей». Гости наши не простые – это семейные команды – активные, эрудированные, творческие, читающие.
Участникам конкурса сообщили о невероятном открытии – появлении на звездном небосклоне нового созвездия – созвездия читающих семей. Это созвездие расположено совсем недалеко – в книжной галактике. Каждую звезду там окружают замечательные планеты, где жители – все от мала до велика, обожают фантазировать, мечтать, играть, дружить, читать хорошие книжки.
Самые активные, самые читающие семьи Луговской библиотеки: Даша и Саша Гребенкины и бабушка Лида; Илюша, Никита, Алина Соколовы и мама Ирина; Марина, Андрюша Решетниковы, их мама Оля и бабушка Рая. Каждая семья была экипажем. Все команды совершили космический полет по книжной галактике. Приветствовал братьев по разуму инопланетянин, который прибыл с далекой планеты Алькамаран (Наталья Байбородова).
В любой читающей семье обязательно есть книга, любимая всеми. Каждый экипаж сделал представление о своей книге, рассказал какую бы взял с собой в космос. Справились все с заданием «Собери пословицу», вспомнили и прочитали стихотворения по окончаниям стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами. И еще много интересных литературных задач решили замечательно. Даже на некоторое время стали артистами. Каждая семья выбирала себе песню, а после небольшой подготовки ее исполняла.
Конкурсная программа всем участникам очень понравилась. Победила дружба. Всех конкурсантов поблагодарили небольшими сувенирами, сладкими призами, книгами. Молодцы все! Так держать!
Пусть множится талант!
Оно не вдруг приходит, мастерство, –
В пути, в исканьях славится и крепнет…
Оступишься не раз, пока на гребне
Крутой волны вдруг ощутишь его…
В.Жуков
В Луговской поселковой библиотеке прошел цикл выставок по декоративно-прикладному искусству: «Наши руки не для скуки, а для сердца, для добра», «Мы девчата кружевницы на все руки мастерицы» и «Наряд русской избы», в основу которых вошли работы жителей поселка.
Целую неделю читатели могли знакомиться с великолепными изделиями наших земляков, приобщаясь к миру искусства.
Анатолий Бессольцев давно начал заниматься творческой деятельностью. Красиво рисует, увлекается резьбой по дереву. Он и сварщик, и плотник, и краснодеревщик, и художник, и скульптор. Всех поразили своей красотой его поделки из дерева, особенно расписной петушок, все цвета радуги воплотились в этом шедевре. Про петуха в старину говорили «Не княжеского рода, а ходит с короной, не сторожем стоит, а всех будит». Горделиво и степенно возвышался он на выставке. Творцы таких великолепных изделий неразрывно связаны с природой и несут в себе культурные традиции.
Искусство вышивки идет с древних времен. Значительное место заняли на выставке красивейшие изделия Алевтины Поповой. Главный элемент ее украшений – орнамент, построенный на повторении и чередовании элементов. Орнамент – это язык тысячелетий, многое рассказывающий о мастере.
Вышитые картины Ирины и Валентины Соколовых поражали всех яркостью и гармоничностью сочетания цветов. Авторы, фантазируя, стремятся к совершенству, черпают вдохновение из окружающего мира, восславляя красоту природы.
Вязаные эксклюзивные вещи Елены Алферовой и Галины Пуртовой притягивали надолго внимание читателей. Каждое изделие несет в себе частичку мастера, сделавшего его. Каждое из них пропитано добротой и любовью.
Благодарим всех за творчество, красоту, которые они создают. Пусть множится талант нашего Луговского!
Тамара ПЕТРОВА,
заведующий Луговской поселковой библиотеки.
Откроем книгу
Урал – редчайшее место и по мастерам и по красоте. Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах.
Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Павел Петрович Бажов – замечательный русский писатель, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов. Он родился и прожил жизнь на Урале. Его детство и отрочество прошли в Сысерти. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Учился П.П. Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. Выбор училища определялся материальным положением семьи.
И вот в двадцать лет Бажов начал учительствовать сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. В многочисленных поездках собирал Бажов старинные сказы. И только в 1939 году, когда писателю исполнилось шестьдесят, была издана его главная книга – «Малахитовая шкатулка».
Если вы ещё не читали эту книгу, откройте её. Вас ждет встреча с удивительным и прекрасным миром уральских преданий и легенд, собранных и записанных мудрым и добрым человеком. Золотой Полоз и Медной горы Хозяйка, Огневушка-Поскакушка и Ермаковы лебеди, мастера и умельцы уральской земли живут на страницах «Малахитовой шкатулки».
В нашей библиотеке ко дню рождения П.П. Бажова развернулась выставка детских творческих работ. В ней приняли участие учащиеся ДШИ, преподаватели Т.И. Качевская, К.В. Толстых и Е.С. Титовец, ребята и руководители творческих объединений ЦДТ (В.В. Никифоров, О.В. Мохирева и В.И. Ноянова), воспитанники детского сада ст. Тугулым, а также учащиеся четвертых классов ТСОШ №26 (преподаватели Н.С. Маркова, А.И. Забанных, И.А. Любушкина и А.А. Руднова). Они активные участники акции «Читаем сказы П. Бажова». В течение двух месяцев они читали и знакомились с творчеством писателя, готовили инсценировки.
В назначенный день читальный зал был переполнен артистами, юными знатоками и болельщиками. Театрализованное действие развернулось с самого начала, сама Медной горы Хозяйка (Ю.А. Строшкова, преподаватель литературы со своим литературным театром) появилась в зале и провела литературный турнир знатоков сказов П. Бажова. Победителями стала команда 4 «г» класса.
Яркими и интересными были инсценировки. Озорная Огневушка-Поскакушка у костра старателей, мудрая Старушка-Синюшка испытывает у колодца молодца Илью и Кокованя с Даренкой у 4 «г» класса, Данила-мастер в поисках каменного цветка – 4 «в».
Все выступления понравились членам жюри (Т.М. Коркина, Т.А. Киселева, М.В. Володина). За лучшее исполнение ролей отмечены дипломами Никита Шарапов, Актилек Калдыбаев, Ольга Софронова. Но победу присудили 4 «в» классу – за оригинальный подход постановки и оформление декораций.
Мероприятие прошло в рамках областного проекта «Открытая книга».
Галина ГОРЯЕВА, заместитель директора по работе с детьми МКУК «ЦБС ТГО».
Праздник, объединяющий всех, кто любит книгу, чтение и библиотеку
В целях привлечения внимания жителей Тугулымского городского округа к проблемам чтения, повышения престижа книги, чтения и библиотеки, выявления и поощрения лучших читателей библиотек МКУК «ЦБС ТГО» на базе центральной районной библиотеки 30 апреля состоялся районный конкурс «Читатель года».
Из общего количества читателей библиотек МКУК «ЦБС ТГО», а их ежегодно более 16000 тысяч, на конкурс выдвинулись самые достойные, самые преданные и верные друзья книги и библиотеки. Восемь разных по возрасту, роду деятельности, увлечениям и интересам, но объединённых любовью к книге, чтению и библиотеке. Восемь самых умных, самых эрудированных, самых талантливых читателей Тугулымского городского округа предстали перед жюри, зрителями и болельщиками, чтобы продемонстрировать свои знания, умения, интеллект, эрудицию, смекалку, творчество и фантазию.
Участница №1 – Екатерина Михайловна Дуб из посёлка Заводоуспенское, увлекается детективами. Вторая конкурсантка – Татьяна Ивановна Трифонова из д. Ядрышникова, «запоем» читает произведения Бориса Акунина. Третья – Клавдия Дмитриевна Вереюхина из п. Ертарский предпочтение в чтении отдаёт не художественным произведениям, а отраслевой литературе, в частности – литературе, посвящённой медицине. Следующий конкурсант из села Верховино – Александр Викторович Марьин любит почитать фантастику, приключения, но особенно увлекается историей и политикой. Пятая – Галина Васильевна Коркина из п. Луговской читает практически всё, но большее предпочтение отдаёт иностранной литературе, как классической, так и современной. Шестой номер достался читательнице из п. Тугулым Татьяне Анатольевне Беняш, читательский интерес которой разносторонен. Сегодня её интересует история или политика, а завтра она уже читает любовные романы или детективные истории. Под №7 выступила любительница классической литературы и поэзии Любовь Анатольевна Фетисова из п. Юшала. Номер 8 достался самому юному участнику конкурса Игорю Ремезову, который увлекается чтением произведений о природе.
Отбор лучших читателей проходил по следующим критериям: количество посещений и прочитанных книг, активное участие в библиотечных акциях и мероприятиях, читательский стаж.
Участники демонстрировали свои знания в области литературы, компьютерных технологий, а также творческие способности в заданиях различной сложности. Традиционное задание для всех конкурсов – «визитная карточка», где участники в течение 3-5 минут должны рассказать о себе, своих увлечениях и читательских предпочтениях. Важные позиции в этом ярком и интересном задании – выделиться, запомниться, убедить.
Участники к первому конкурсному заданию подошли творчески и с фантазией: визитные карточки яркие, интересные и непохожие одна на другую.
Следующим конкурсным заданием стало литературное состязание, которое выявило знания конкурсантов в области художественной литературы.
Проверить свою эрудицию, интеллект и энциклопедические познания, лучшие книгочеи района смогли в очередном интеллектуальном задании «Знаток библиотеки и книги». Смысл данного состязания заключался в том, что в течение 10 минут необходимо ответить на 10 вопросов из области библиотековедения и книговедения, выбрав один правильный ответ из 4-х предложенных.
Заключительным заданием конкурса «Читатель года», и, наверное, самым значимым стало творческое домашнее задание «Представление любимой книги», которое жюри оценивало за соответствие теме, лаконичность, оригинальность и творческий подход.
Представление любимой книги конкурсанты выполнили в различных жанрах: размышление, мини-спектакль, обзор и даже увлекательный рассказ в стихах. Участники не ограничились простой инсценировкой произведения или его отдельного отрывка, они выразили перед зрителями главную мысль произведения, поразмышляли над тем, почему и для кого написана книга, чему она учит, на что обращает внимание, доказали актуальность произведения в современном мире, затронули самые интересные и волнующие вопросы, передали эмоции, в общем, заинтересовали зрителей в прочтении именно их любимой книги.
Оценивание работ конкурсантов оказалось очень и очень непростым, но компетентное жюри, состоящее из известных и уважаемых людей Тугулымского района (председатель жюри Н.В. Тегенцев, начальник управления культуры администрации ТГО; В.З. Ласкин, депутат районной Думы, почётный гражданин ТГО, председатель литературного клуба «Журавушка» и один из лучших читателей центральной районной библиотеки; Г.В. Горяева, зам. директора по работе с детьми МКУК «ЦБС ТГО») определило победителей в разных номинациях.
Итак, по итогам конкурса, лучшим читателем года признана Т.А. Беняш, второе место заняла Л.А. Фетисова, третье – Е.М. Дуб. Приз зрительских симпатий завоевал 15-летний Игорь Ремезов из д. Коркина, он же стал и победителем в номинации «Самый перспективный читатель». В номинации «Самый почтенный читатель» победила К.Д. Вереюхина. «Знатоком иностранной литературы» признана Г.В. Коркина. В номинации «Почитатель истории и политики» победу одержал А.В. Марьин, а «Знатоком русской классики» стала Т.И. Трифонова.
Председатель жюри поблагодарил всех участников конкурса и вручил им дипломы и памятные подарки. Приятным сюрпризом для всех участников и зрителей стали выступления танцевальной и вокальной групп ДЮСШ «Ермак» (руководитель тренер-преподаватель Светлана Якобан) и театральной студии Детской школы искусств (директор Наталья Моисеева, руководитель Екатерина Лукина).
Районный конкурс «Читатель года» проводился на базе центральной районной библиотеки впервые, но организаторы надеются, что этот конкурс станет ежегодным и популярным среди читателей, так как этот праздник объединяет всех, кто любит книгу, кого манят к себе просторы книжной вселенной.
Лариса ЗУЕВА,
заведующая методическим отделом центральной библиотеки.
Чтение в твоей семье
Семейное чтение – это литература, интересующая всех ее членов, обсуждение прочитанного, это общение, сближающее людей разных возрастов. В самой природе семейных отношений заложен огромный потенциал, позволяющий родителям создавать реальные условия для организации чтения.
Я считаю, что любовь к книге нужно прививать с детства. А если взрослые говорят о том, что дети перестали читать, но при этом сами не находят времени прочитать ребёнку книжку, тем самым заинтересовав его чтением, то мы так и будем продолжать сетовать на современную невоспитанную и необразованную молодёжь.
Интерес к чтению закладывается в детстве, и именно родители (семья) обладают возможностью вызвать у ребёнка этот интерес, такой сильный, что книга может стать неотъемлемой частью его жизни.
Для этого в нашей библиотеке с 1998 года работает семейный клуб «Колобок». Очень важно, когда ребёнок приходит сюда вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её. Такое общение, сближающее людей разных возрастов, воспитывает порой больше, чем простое поучительное слово. А ориентироваться в огромном мире книг помогает библиотека.
Пользу семейного отдыха в библиотеке трудно переоценить, ведь так редки стали совместные семейные мероприятия. Сейчас в деревне трудно найти место, где родители могли бы отдохнуть с детьми, заняться каким-то общим делом. К сожалению, родители, отвыкшие от совместных мероприятий, часто неохотно идут на контакт, не слишком активны. Поэтому через классные часы, при личном общении, через приглашения мы привлекаем их на мероприятия. В прошлом году я анкетировала детей всей нашей школы, проверяла их читательскую активность. В этом году анкеты заполняли родители из семейного клуба «Колобок».
На первый вопрос «Что для вас книга?» большинство ответили – источник знаний и открытий. Три человека затруднились ответить на вопрос «Чем было для вас чтение?», а для десяти – это было знакомство с неведомым миром. На вопрос о том, кто повлиял на ваше чтение в детстве, ответы разделились поровну: для кого-то это было влияние родителей (6 человек), для трёх человек – участие учителей, четыре человека никакого влияния не испытывали и лишь на одного человека повлияло наличие семейной библиотеки. Предпочитают читать наши анкетируемые разную литературу – это современная проза, исторические и любовные романы, приключения, детективы, фантастика. Девять человек читают время от времени, три человека честно ответили, что чтение не их стихия и только один считает себя активным читателем. А причиной понижения интереса к чтению все считают нехватку времени. В молодых семьях это, наверное, действительно так, ведь у большинства опрашиваемых возраст ещё, не достиг 30 лет. Работа, дом, дети, а у многих не один ребёнок, по себе знаю, но всё-таки, так хочется взять книгу в руки. На последний вопрос первой части анкеты «А что лично вам дало чтение?» все дружно ответили – знание.
Дети в нашем семейном клубе уже заканчивают первый класс, мой сын входит в их число, поэтому мне было интересно узнать мнение родителей о чтении своих детей. Они у нас ещё недавно научились сами читать, поэтому активными читателями своих детей считают четыре человека, остальные – любителями. Я, как библиотекарь, соглашусь с этим, а берут они в основном сказки и рассказы о животных, родители считают также. На вопрос о том «Кто руководит чтением вашего ребёнка?» родители ответили, что это семья и учителя. А два человека считают, что их дети сами справляются с выбором книги.
Наши родители хотят видеть своих детей культурными, умными, читающими, умеющими отбирать для себя оптимальную информацию. А три человека хотят, чтобы их дети были образованными, но считают, что для этого не обязательно быть читающими. Позвольте мне с вами в этом вопросе не согласиться, не может человек быть образованным, не прочитав при этом ни одной книги. Радует то, что родители пытаются помочь своему ребёнку в выборе книги для чтения и даже читают ребёнку вслух, но вот обсуждают ли прочитанное вместе. Вот в чём вопрос. В выборе книг для своих детей родители ориентируются на литературу, прочитанную в своём детстве, семь человек полагаются на мнение учителей и всего три человека прислушиваются к рекомендациям библиотекаря.
Целью этого анкетирования было узнать, как родители наших читателей относятся к чтению своих детей. К сожалению, выяснилось, что наши опрашиваемые сами не являются читателями (ни один не записан во взрослую библиотеку), а если ребёнок не видит своих родителей за чтением книги, то что можно требовать от него? Целью всех детских библиотек является приобщение детей к чтению, но только тогда, когда родители будут читать вместе с детьми, у ребят быстрее разовьётся вкус к чтению. Совместное чтение не только сближает семью, но и помогает малышу лучше усваивать прочитанное. Подводя итоги опроса, можно сказать, что наши читатели в определённой степени готовы к семейному чтению, но говорить о том, что у них существует такая традиция ещё рано.
Светлана СМОРЧКОВА,
библиотекарь детского отделения Ертарской поселковой библиотеки.
|