Информационное обеспечение выборов
Сегодня актуально поговорить об информационном обеспечении выборов. Зададим ряд вопросов заместителю председателя Тугулымской районной территориальной избирательной комиссии, руководителю рабочей группы по информационным спорам Татьяне Михайловне Семеновой.
- Что включает в себя это понятие?
- Согласно статье 44 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информирование избирателей и предвыборная агитация в совокупности составляют информационное обеспечение выборов, которое способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
- Назовите характерные черты информирования избирателей.
- Информирование избирателей должно быть нейтральным, объективным и достоверным, следовательно, не должно содержать оценок и выводов, нарушающих принцип равенства кандидатов, партий, избирательных объединений, блоков. В теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, партии, избирательному объединению, блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Важнейшее отличие информирования избирателей от предвыборной агитации состоит в том, что оно носит нейтральный характер, не связано ни с положительной, ни с отрицательной оценкой кандидатов, партий, избирательных блоков, комментированием действий (бездействия) последних и их последствий.
Информирование избирателей происходит постоянно, а предвыборная агитация имеет свои временные рамки.
- Что такое предвыборная агитация, когда начинается и когда заканчивается?
- Законодательство определяет предвыборную агитацию как деятельность, имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов, всех списков кандидатов.
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования, т.е. в избирательные кампании с единым днем голосования – 18 сентября 2016 года – до ноля часов 17 сентября.
- Кто занимается информированием избирателей, а кто предвыборной агитацией?
- Согласно избирательному законодательству правом на информирование избирателей наделен широкий круг организаций: органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, а также юридические и физические лица. Однако информировать избирателей, в том числе и через СМИ, об избирательном законодательстве Российской Федерации, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о политических партиях и избирательных блоках, о кандидатах, списках кандидатов, о ходе подготовки и проведения выборов и их результатах имеют право только избирательные комиссии.
Предвыборной агитацией всем вышеперечисленным органам и организациям заниматься нельзя. Её могут проводить сами кандидаты, члены политической партии или избирательного блока, а также лица, привлекаемые ими, за исключением лиц, привлечение которых запрещено. Например, не допускается использование в предвыборной агитации несовершеннолетних, должностных лиц, членов избирательных комиссий и др.
- Что признается предвыборной агитацией?
Согласно статье 48 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, партии. Указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию будет голосовать избиратель;
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат или список кандидатов будет избран или не будет избран;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), партии в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату или партии, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
- За счет каких средств проводится предвыборная агитация?
- Предвыборная агитация может проводиться только за счет избирательных фондов партии или кандидата, но никак не за счет личных средств и прямых пожертвований.
- Какую агитацию нельзя проводить?
В статье 56 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Ограничения при проведении предвыборной агитации) агитация кандидатов и партий (в т.ч. в Интернете) не должна содержать призывов к совершению преступлений и экстремистских действий. Запрещено использование агитации, унижающей или показывающей в невыгодном свете национальные, религиозные, профессиональные и иные группы людей, использование нацистской символики, а также символики, похожей на неё.
При распространении агитации запрещено использовать материалы, порочащие честь и достоинство других кандидатов и партий. В случае выступления по телевидению кандидат или представитель кандидата (партии) не вправе агитировать против какого-либо кандидата или партии, описывать негативные последствия избрания его конкурентов, создавать их негативный образ или распространять информацию, которая приведет к формированию такого образа.
Кандидатам и партиям, их доверенным лицам и организациям, учреждённым ими, запрещается при агитации подкупать избирателей – давать им деньги, материальные ценности, предоставлять бесплатные услуги, распродажи товаров, обещать передачу всего вышеперечисленного после завершения выборов. Раздавать можно только печатные материалы и значки, специально изготовленные для избирательной кампании. Также запрещается включение коммерческой рекламы в агитационные материалы.
- Что такое «День тишины»? Имеют ли право мне в этот день приносить агитационные листовки?
Днем тишины, как правило, называют день, предшествующий дню голосования. В этот день и в сам день голосования законом запрещена предвыборная агитация. Для чего это предусмотрено? Для того, чтобы избиратель смог из полученной ранее информации определить для себя, что ему более ближе, чьи взгляды он разделяет и принять взвешенное решение о голосовании. Раздача листовок и иных агитационных материалов в эти дни запрещена.
- Почему не убирают плакаты в «День тишины»? Это нарушение?
- Законодательство Российской Федерации не требует убирать (демонтировать) предвыборные агитационные материалы в «день тишины» в случае, если эти материалы размещен на расстоянии не менее чем 50 метров от входа в здание, в котором расположено помещение для голосования или участковая избирательная комиссия, и они были размещены там до окончания агитационного периода, т.е. до ноля часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае, если хотя бы одно из указанных условий не выполнено, т.е. материал находится на расстоянии менее чем 50 метров от входа в здание избирательной комиссии, или размещен в день голосования или в день, предшествующий дню голосования, его размещение является нарушением законодательства и он должен быть снят (демонтирован).
- Где можно найти достоверную информацию о кандидатах?
- Объективную, подтвержденную документально и проверенную информацию Вы можете увидеть на информационном стенде в участковой избирательной комиссии. Кроме того, можно ознакомиться с этой информацией на официальном сайте Тугулымской районной территориальной избирательной комиссии в сети Интернет.
- Как избиратель может получить информацию по избирательным кампаниям, кандидатам, если он находится в больнице либо в интернате для престарелых и т.п. заведениях?
- Можно обратиться в Тугулымскую районную территориальную избирательную комиссию непосредственно либо попросить администрацию учреждения с просьбой передать информационные материалы о выборах и о кандидатах, списках кандидатов. Но, агитационные мероприятия организовывают сами кандидаты и политические партии, без участия избирательных комиссий. Не будет нарушения законодательства, если обратиться к участникам выборов с просьбой провести в учреждении агитационное мероприятие.
- Мне принесли анонимную листовку. Что с ней делать?
Вы можете обратиться в Тугулымскую районную территориальную избирательную комиссию с заявлением о распространении незаконного агитационного материала. Избирательная комиссия, признав эту листовку незаконным агитационным материалом, обратиться в органы внутренних дел с представлением о пресечении незаконной агитации. Кроме того, Вы вправе самостоятельно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.
- Законно ли, если на участке висят стенды с информацией о кандидатах, партиях?
- Да, это будет в рамках закона. В помещении для голосования должен быть оборудован информационный стенд, на котором, в частности, размещается информация об участниках выборов (о кандидатах и о списках кандидатов, выдвинутых партиями). Эта информация должна быть объективна и основана на документально подтвержденных сведениях, объем этой информации определяется избирательной комиссией, организующей выборы, и должен быть одинаков для всех кандидатов, партий. Естественно, эта информация не должна содержать признаков предвыборной агитации.
- Какие документы должны быть у агитатора, чтобы понять что он действительно от кандидата или партии?
- Закон не определяет необходимые документы. Агитатор может быть и нанятым сотрудником и добровольным помощником. Обязательно он должен иметь документ удостоверяющий личность, не всегда кандидаты (партии) обеспечивают документами своих агитаторов. Но иногда агитаторы имеют удостоверения за подписью кандидата (печати как правило на таких удостоверениях нет). Определить подлинного агитатора по документам крайне сложно.
Записал Сергей Кулаков,
корреспондент газеты «Знамя труда».
Выдача открепительных удостоверений
Тугулымская районная территориальная избирательная комиссия информирует:
Граждане, достигшие 18-летнего возраста, которые по уважительной причине не смогут прибыть в помещения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутатов Законодательного Собрания Свердловской области и депутатов Думы Тугулымского городского округа шестого созыва 18 сентября 2016 года того избирательного участка, где они включены в список избирателей, вправе получить открепительное удостоверение в Тугулымской районной территориальной избирательной комиссии с 3 августа по 6 сентября 2016 года и в участковых избирательных комиссиях с 7 по 17 сентября 2016 года.
Получив открепительное удостоверение по выборам депутатов Госдумы, избиратель сможет проголосовать по единому общефедеральному округу на любом избирательном участке на территории нашей страны; открепительное удостоверение на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области дает право проголосовать по единому общеобластному избирательному округу на любом избирательном участке в пределах Свердловской области. Голосование по открепительным удостоверениям по одномандатным избирательным округам и по тем, и по другим выборам, а также выборам депутатов Думы Тугулымского городского округа возможно только в границах конкретного избирательного округа.
Режим работы по выдаче открепительных удостоверений в Тугулымской районной ТИК (по адресу: Свердловская область, р.п. Тугулым, пл. 50 лет Октября, 1 каб. 407):
в рабочие дни с 10.00 до 22.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00;
субботу и воскресенье - с 10.00 до 22.00 без перерыва.
Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается, в случае его утраты дубликат не выдается.
Более подробную информацию, возможно, получить по телефону 8(34367) 2-25-14.
Финиш перед стартом
Предвыборная кампания с каждым днем набирает обороты. Завершён ещё один этап – выдвижение кандидатов в депутаты Думы Тугулымского городского округа шестого созыва. Он длился чуть больше месяца, до 18 часов 29 июля местного времени.
На депутатские места Думы ТГО по одномандатным избирательным округам №№1 –15 претендуют 42 кандидата, 17 – от политических партий «Единая Россия» и «КПРФ», остальные 25 – самовыдвиженцы.
Для РТИК прошедший месяц был достаточно напряженным. Но несмотря на большую нагрузку, все этапы избирательной кампании проходят в строго определенные сроки. Я неоднократно подчеркивала и скажу еще раз, что наша избирательная комиссия работала, работает и будет работать в любой поздний час, если это потребуется. В период выдвижения мы шли навстречу всем избирательным объединениям, рассматривали документы без промедления. У нас сложилось хорошее взаимодействие с политическими партиями и кандидатами. Свои результаты дала предварительная работа – обучающие семинары, практикумы. Мы разработали пакет разъяснений, чтобы общественные объединения и кандидаты-самовыдвиженцы смогли избежать любых ошибок при оформлении документов.
Следом за выдвижением началась регистрация участников выборов. Её финальный аккорд будет поставлен 13 августа. Самовыдвиженцы представляют подписи избирателей, которые проверяются на достоверность. Кандидаты парламентских партий от этой обязанности освобождены. Для кандидатов важно своевременно пройти этап регистрации, иначе их фамилии не будут внесены в избирательные бюллетени. Избирком, проверив на достоверность все сведения, которые представят кандидаты, доведёт эту информацию до избирателя. Кроме того, запрашиваются сведения о кандидатах из правоохранительных органов. Поскольку во власть не может идти человек, имеющий на день голосования неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности. Если кандидат честен перед избирателями, ничего не скрывает, то он, конечно, успешно пройдет и этап регистрации. Но какой бы жаркой ни была избирательная кампания этого года, для нас важно, чтобы политическая борьба прошла в рамках правового поля и этических норм. Это, в первую очередь, нужно нашему избирателю.
Римма Тегенцева, председатель
Тугулымской РТИК.
Внимание: конкурс!
Муниципального фотоконкурс «Моя Россия – мои выборы!»
Фотоработы принимаются до 20 сентября 2016 года. Число работ предлагаемых на Конкурс одним автором может быть не более пяти. Предлагается примерная тематика фоторабот (список открытый):
- Выборы – моё дело!;
- Выборы – это праздник;
- И стар и млад выборам рад;
- Голосует большая страна;
- Мы за выборы в ответе;
- Все на выборы;
- К выборам готовы;
- Голосуем всей семьёй;
- Я голосую впервые;
- Учусь быть гражданином;
- О выборах с юмором.
Критерии оформления фоторабот:
- предоставление в распечатанном виде, формат фотографии А4.
- предоставление в электронном виде может быть в формате jpg, jpeg, gif, размеры изображения должны соответствовать одному из стандартных разрешений монитора (800x600 pix, 1024x768 pix). Объем одной фотографии не должен превышать 5 Мб.
Приём работ проводится до 20 сентября 2016 года.
Более подробную информацию и положения конкурсов вы можете узнать в Тугулымской районной территориальной избирательной комиссии по адресу: р.п. Тугулым, пл. 50 лет Октября, 1, кабинет № 407 или на сайте http://ikso.org/tik/site/tugulimskiy_rayon/ в разделе Деятельность/Правовая культура/Конкурсы и мероприятия/ Конкурсы/2016/.
Ждем ваших работ и желаем всем творческого вдохновения и удачи! Участвуйте в конкурсах, заявляйте о себе, будьте активными гражданами Тугулымского городского округа.
Татьяна Семенова,
заместитель председателя Тугулымской РТИК. |