«Горячий телефон», который проходил в редакции газеты «Знамя труда» в декабре, для начальника Управления образованием администрации ТГО Л.П.Свищевой оказался не таким уж и горячим – всего четыре звонка.
Первый звонок от родителей Ошкуковской школы. Папа пятиклассницы тревожится о том, что его дочь по состоянию здоровья освобождена от занятий физкультурой, а тут ей учитель сказал, что будет двойка. Ребенок и родители очень расстроились. Но Любовь Петровна уверила, что этот инцидент будет исчерпан незамедлительно. Двойки, конечно, не будет. Но просим родителей обратить внимание на то, что освобождение от физкультуры не значит, что не надо готовиться к этому предмету. Дело в том, что программа по физической культуре содержит не только практические навыки, но и теоретические знания, которые ребенок должен освоить. Формы могут быть использованы разные: доклады, сообщения, рефераты и пр. Надо только вместе с учителем определиться с темами и формами сдачи. Тогда и проблемы с оценкой по физической культуре не будет.
Буквально сразу второй звонок. На этот раз от родителей учащихся Двинской школы. «Вторую неделю наш школьный автобус на ремонте, как детям добираться? Самостоятельный подвоз нам, родителям, обходится в день по 300 рублей, не у всех они есть. Да еще и не каждый водитель повезёт школьников, теперь столько запретов и ограничений, штрафы никто не хочет платить».
Любовь Петровна ждала этого звонка, проблема была у неё на контроле, а теперь и вовсе снята. Автобус был поставлен на ремонт в Талицкой автобазе. К сожалению, не сразу удалось изыскать 60 тыс. руб. для оплаты. Средства перечислены. Автобус забираем из ремонта. В ближайшее время подвоз будет.
Светлана Николаевна Шимелис из Ошкуковской школы, поздравив Любовь Петровну с прошедшим юбилеем и наступающим Новым годом, поблагодарив за терпение, проявляемое ко всем учителям, попросила ответить: « …правомочно ли отсутствие стимулирующих выплат педагогам за ноябрь и декабрь?» Ответ получила утеши- тельный, что средства за стимулирующие выплаты заложены в полном объеме. Если где-то выплат не было, то в декабре все будет выплачено. Тут же Галина Аркадьевна Ембулаева из этой же школы обратилась с просьбой разобраться, почему у них зарплату выдают наличными, а не перечисляют на карточку, как было раньше.
Любовь Петровна заверила, что эти вопросы останутся на контроле.
Вот такие в этот раз были простые житейские вопросы к начальнику Управления образованием, которые ей удалось успешно разрешить уже к праздникам. А у меня в рамках «Горячего телефона» выдалось время, чтобы поговорить о более глобальном в образовании округа, с надеждой, что и читателю это тоже станет интересным.
- Какова система образования района? Какими достижениями наших педагогов и учеников можно гордиться?
- На территории ТГО работает 9 средних, 3 основные школ, 1 вечерняя сменная школа, в которых по состоянию на 1 сентября 2014 года обучается 2644 учащихся, 15 детских садов, где воспитывается 868 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Дополнительные образовательные услуги оказывают 6 учреждений дополнительного образования. Всего образовательный процесс осуществляют 360 педагогов, в том числе 210 учителей, 75 воспитателей, 47 педагогов дополнительного образования. Из них 2 педагога имеют звание «Заслуженный учитель». В 2014 году 48 учителей награждены за свой труд, в том числе 2 – грамотами РФ, 3 – грамотой Свердловской области, 8 – грамотой администрации ТГО, 30 – грамотой Управления образования и 5 – благодарственным письмом Управления образования.
В последние годы педагоги стали активно заявляться на высшую категорию. В образовательных организациях сегодня работает 22 педагога, имеющих высшую квалификационную категорию, 181 – первую. В 2014 году успешно аттестовались и подтвердили высшую квалификационную категорию В.П. Иванов, Н.Г. Ласкина, С.И. Трифонова из Юшалы, Н.П. Уткин, Н.А. Боровинская из Верховино, Н.И. Дубинкина из Ошкуково. По результатам аттестации даны рекомендации на досрочную аттестацию на высшую квалификационную категорию Т.П. Зыряновой из Луговской школы, В.В. Третьяковой из Двинской.
По итогам прошлого учебного года 8 наших выпускников получили медали «За особые успехи в учении»: Денис Лялин, Ксения Матвеева, Екатерина Чулкина, Анастасия Сидорова (Тугулымская), Александр Ваулин, Кристина Лыжина, Екатерина Ласкина (Луговская).
К сожалению, наши ученики в предметных олимпиадах редко выходят на областной уровень. Но вот в феврале 2014 года Сергей Пастухов и Дмитрий Боярских из Заводоуспенской школы (директор Е.Е. Зазыкина, учитель физкультуры С.Л. Зазыкин) стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. В 2013 году в олимпиаде по биологии (региональный этап) принимала участие Людмила Ахметшина, ученица Юшалинской школы (директор А.А. Милицин, учитель биологии Т.Н. Федорова).
- В последнее десятилетие повышение качества образования – одна из главных задач государства. Слышим о стандартах нового поколения, что это? И как они реализуются на уровне нашего ТГО?
- Реализация образовательных стандартов нового поколения начата в 2010 году. Первыми в эксперимент вступили первоклассники. В настоящее время по федеральным образовательным стандартам начального общего образования обучаются учащиеся 1-4 классов и 197 классов пилотных школ (Верховинская, Луговская, Тугулымская, Юшалинская). Введению стандартов предшествовала большая подготовительная работа, и, прежде всего, организация курсовой переподготовки педагогов. Все педагоги начальных классов и 80 процентов педагогов, работающих в основном звене, прошли соответствующие курсы повышения квалификации.
- Наши образовательные учреждения всё ещё испытывают дефицит в педагогах? Какой приток молодых преподавателей за последние годы?
- Не секрет, что у нас около 50% учителей пенсионного возраста. А это значит, что кадровый дефицит существует и практически во всех школах. Всего 35 педагогов имеют стаж до 5 лет. В прошлом учебном году к нам прибыло 4 молодых специалиста, в текущем – 3. Этого мало, конечно. Нужны учителя русского языка и литературы, математики и физики, иностранного языка. Сегодня очень востребована профессия социального педагога, психолога. В Тугулымской, Луговской школах готовы ввести такие ставки, но нет специалистов. В детские сады остро нужны логопеды.
Педагоги, обучая и воспитывая детей, сами постоянно учатся на курсах повышения квалификации, заочно получают высшее педагогическое образование, молодые специалисты посещают «Школу молодого учителя», созданную при Управлении образования. На каждом занятии молодые педагоги учатся мастерству у своих наставников – учителей-стажистов, сами готовы поделиться с коллегами приобретёнными умениями. Молодая учительница начальных классов Двинской школы № 28 Анастасия Александровна Носкова на последнем занятии давала открытый урок, который высоко оценили слушатели Школы. Принимают участие молодые учителя в муниципальных конкурсах, научно-практических конференциях, смотрах, соревнованиях, готовят школьников и сами участвуют. Учитель математики Зубковской школы С.В. Дуганов, имея стаж педагогической работы 2 года, поступил в Уральский государственный педагогический университет, принял участие в муниципальном конкурсе «Учитель года. Начало» и стал его победителем в 2013 году, обладателем Гранта главы ТГО.
- Подвоз детей в школу – это до сих пор больной вопрос?
- Действительно, несмотря на принимаемые меры со стороны администрации Тугулымского городского округа и Управления образования, подвоз детей – проблема номер один. Для организации подвоза задействовано 8 школьных автобусов, которые, в основном, были приобретены в 2007-2008 годах. Начиная с 2013 года, идет поэтапная замена ранее приобретенных автобусов с учетом их технического состояния и количеством подвозимых школьников. Так, в конце 2013-го закупили автобусы марки ПАЗ для Луговской и Ошкуковской школ. В начале 2014 года приобретен автобус такой же марки для Верховинской школы. Требуется заменить еще 5 автобусов. В 2015 году будет куплен автобус марки ПАЗ для Двинской школы. И приложим все усилия для решения в этом году проблемы с подвозом 5-ти детей из д. Потаскуево в Ертарскую школу.
В целях безопасности детей при перевозках, все школьные автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС и техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда (тахографом) в соответствии с действующим законодательством. Водители ежегодно проходят обучение по 20-ти часовой программе. Осуществляется предрейсовый осмотр водителей. Благодарю наших водителей, которым приходится порой работать без выходных, потому как практически каждые выходные проходят соревнования с участием школьников.
- А какие ещё целевые программы в сфере образования успешно реализуются на территории ТГО?
- Наша территория активно участвует в государственной программе Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года». В рамках реализации данной программы обновлен школьный автопарк, в 2012-2013 годах существенно обновилась материальная база школьных пищеблоков. Приобретено современное технологическое оборудование, мармиты, холодильное оборудование, плиты и многое другое. В ряде школ появились пароконвектоматы, которые успешно используются в приготовлении пищи. Остается проблема замены мебели в обеденных залах. Но надеемся, что и она со временем будет решена. Горячим питанием охвачено 98% учащихся. Дети с 1 по 4 класс питаются бесплатно за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета.
У нас в районе 130 детей с диагнозом, который позволяет им обучаться в общеобразовательных школах. На реализацию этой программы, на условиях софинансирования, из федерального бюджета выделено 961,4 тыс. руб., из местного – 540,8 тыс.руб., которые должны быть потрачены на оборудование для беспрепятственного доступа (пандусы, поручни, широкие двери, специальные унитазы, раковины и т.д.). А еще на обустройство сенсорных комнат – среды, где школьники смогут снять психоэмоциональное напряжение, беспокойство, агрессивность, тревожность, переутомление (младшие классы).
Работаем и в программе создания условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. В её рамках начато строительство спортзала в Верховино, идет ремонт спортивного зала и закуплено спортивное оборудование и инвентарь для спортзала Ертарской школы. Здесь тоже на условиях софинансирования предусмотрено за счет средств федерального бюджета 1155,7 тыс.руб. и средств местного бюджета 200,0 тыс.руб.
Приведение в соответствие с действующим санитарным законодательством зданий и сооружений образовательных учреждений осуществляется также в рамках муниципальной программы «Развитие системы образования Тугулымского городского округа до 2020 года». Так в течение 2014 года было проведено ремонтных работ на общую сумму 6784,3 тыс.руб., в том числе окончание устройства теплого туалета в здании Ертарской школы, полная замена системы электроснабжения Верховинской школы и ремонт спальных корпусов загородного лагеря «Гурино» на сумму 2890,2 тыс.руб. (в том числе 1245,1 тыс.руб. за счет средств областного бюджета).
- Везде в школах тепловой режим соответствует санитарным нормам?
- К большому сожалению, бывают проблемы. И самая большая проблема в Тугулымской школе, Центре детского творчества, СЮТур, Детской школе искусств. Этому есть объективные причины: нет средств на промывку систем отопления, старые сети и др. Конечно, мы чувствуем понимание и поддержку в этом вопросе администрации ТГО и конкретно заместителя главы С.Л. Уткина, изыскиваются средства в бюджете, но пока в холода приходится сокращать урочное время, а дети вынуждены теплее одеваться. Вопрос на контроле главы администрации городского округа С.А. Селиванова.
- Кстати, вводится ли обязательная школьная форма?
- Единая во всех школах – нет. В соответствии с законодательством в сфере образования, у каждой школы есть право выбора как модели, так и цветовой гаммы, исходя из обоюдного решения педколлектива и родителей. Конечно, форма дисциплинирует школьника, но если в классах прохладно, то тут уж приходится ограничения снимать, разрешается носить водолазки, свитера, кофты и т.д. Благодарю родителей Двинской, Юшалинской, Луговской, Верховинской средних школ, Гилевской, Зубковской основных школ, которые совместно с администрацией нашли оптимальное решение по школьной форме. Это действительно дисциплинирует учащихся, формирует имидж учреждения.
- Нередко приходится слушать о сборе родителями средств на те или иные нужды школы. И не всегда они оценивают это положительно.
- К сожалению, зачастую родители, не выяснив все точно, сразу обращаются в вышестоящие органы – в Министерство, в Правительство. Причем, в основном, анонимно. Никаких принудительных сборов не проводится, только по личной инициативе родителей. Мной издан приказ и руководители образовательных учреждений с ним ознакомлены. И вообще, если возникают какие-либо вопросы, звоните мне по телефону 22-1-97, постараюсь помочь и разобраться.
- Наши школы и детские сады сами зарабатывают деньги?
- Автономия это предполагает. У нас на автономном управлении Ошкуковская, Луговская, Тугулымская школы, Тугулымские детсады №7 и № 6 и Верховинский «Солнышко». Некоторые из них планируют в 2015 году дополнительные услуги – предпрофессиональную подготовку, углублённое изучение предметов и другое. Посмотрим как это пойдет. Сейчас идет изучение потребностей родителей и детей. Если родители помогут нам определить те направления, которые действительно необходимы и будут востребованы, наши учреждения готовы в решению данной проблемы. Ждем предложений.
- Как обстоят дела в системе дошкольного образования?
- Дошкольное детство – особый период в жизни каждого человека. Именно в этот период идет становление личности ребенка, закладывается фундамент для будущих достижений. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» эту ступень сделал стартовой площадкой. Сегодня дошкольное образование является первой ступенькой в системе общего образования наряду с начальным, основным и средним образованием. И в дошкольном образовании введен федеральный образовательный стандарт, чего не было раньше. Перед дошкольными работниками поставлена задача перехода на стандарты, обеспечение условий для их реализации.
В наступившем новом году пожелание творчества, оптимизма и настойчивости в достижении поставленных перед системой образования задач. Их решение зависит от каждого из нас: от родителей, педагогов, детей.
- Спасибо за работу, Любовь Петровна!
Беседу вела
Валентина СЕННАЯ
|