Здесь развивают таланты
Как ни парадоксально, но в последнее время дети и родители больше радуются не каникулам, а вновь возобновившимся занятиям. С 1 февраля 2021 года наконец-то начали свою работу учреждения дополнительного образования, находящиеся на территории Свердловской области. В штатном режиме и, конечно, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора вот уже вторую неделю после длительного перерыва дети с радостью опять спешат на музыку, рисование, танцы в Тугулымскую ДШИ.
В Детской школе искусств работают 10 преподавателей. На основном курсе в 2020 году обучалось 189 воспитанников (225 мест), в дошкольных группах – 22 ребенка, из них на двух отделениях – 36 учеников. Выпустились 14 воспитанников основного отделения и 9 – отделения РЭР (раннее эстетическое развитие).
О том, как прошёл учебный процесс в Детской школе искусств в 2020 году и начался в текущем, рассказала её директор Н.В. Моисеева.
- Наталия Валерьевна, расскажите о вашей деятельности, в каких мероприятиях удалось поучаствовать в течение прошлого года?
- Было проведено почти пятьдесят школьных мероприятий. Это академические концерты, выставки работ учащихся изобразительного и прикладного искусства, отчетный концерт ДШИ в заочном формате по подразделениям, внутриклассные конкурсы, защита дизайнерских проектов и дипломных работ, родительские собрания, флэшмобы, мастер-классы, конкурсы в онлайн-формате, патриотические акции, выездные представления.
Организовали и провели 9 районных мероприятий, приняли участие в 36 мероприятиях районного уровня в рамках социального партнерства. Имеем победителей в 10 областных конкурсах и фестивалях среди художников и музыкантов и 21 – региональных, всероссийских, международных.
Если считать общее количество фактов участия обучающихся в конкурсах, концертах, выставках, акциях, то оно составило внушаемую цифру – 426. Здесь и открытый формат, и онлайн, и дистанционный. Больше, конечно, удаленное участие, но и за этим стоит большая работа ребенка и педагога. Подготовить дистанционно ребенка к выступлению или выставке очень непросто, особенно – музыканта, инструменталиста или вокалиста.
Наиболее активными были обучающиеся классов преподавателей Т.И. Качевской, К.В. Фоминой, О.В. Васильевой, К.В. Миряниной.
- За победами учеников стоят их учителя, ведь не каждый ребенок в искусстве «самородок»?
- Конечно, каждому свое. Грамотный педагог всегда рассмотрит одаренность в ребёнке и разовьет ее. Отмечу активную и кропотливую работу преподавателей М.С. Якимовой, Е.А. Листановой в проведении флэшмобов военно-патриотических танцев и клипов. Преподаватели Т.И. Качевская и К.В Фомина участвовали в районном конкурсе педагогов «Грани таланта». Их работы и работы их учеников можно было увидеть и в Выставочном салоне Тюмени, и в нашем районном историко-краеведческом музее.
- Насколько знаю, Вы и сами от своих коллег не отстаёте! Преподавание и выступление руководству не помеха?
- Однозначно, нет. Это дополнение. Здесь главное, правильно рабочее время организовать. Суметь отделить административную и учительскую деятельности. Опять-таки, как бы я сумела грамотно руководить творческим коллективом, если бы сама в творчестве не участвовала? Преподаванию – твердое «да». Я люблю своих учеников, свой инструмент. Подтверждение тому – благотворительные сольные концерты и выступления в составе Тюменского академического хора Знаменского Кафедрального Собора им. Н. Гурьянова, подготовка концертных и конкурсных номеров с учащимися. Как руководитель в этом году занималась обеспечением дистанционного формата мероприятий, начальной подготовкой цикла работ по строительству нового здания школы искусств и перевода Юшалинского отделения школы в новое здание.
- Наталия Валерьевна, а много конкурсов проводилось в режиме онлайн, как вы справились?
- Качество и уровень мероприятий с участием обучающихся в сравнении с прошлыми периодами обучения несколько изменилось – увеличилось количество детей, представивших свои достижения на всероссийском, региональном, районном уровне в заочном и дистанционном форматах. Но, к сожалению, меньший процент от общего числа обучающихся музыкантов смогли выйти на конкурсы в карантинные периоды, поскольку не каждый ребенок имеет дома инструмент, либо возможность качественно подготовить концертный номер. Только единожды удалось вывезти пианиста на открытый очный конкурс, они в современной ситуации весьма редки. Выступил успешно, надеемся, что открытая сцена со зрителями в зале не перейдёт в разряд воспоминаний и мечты. Отрабатываем методы и способы подготовки музыкантов к выступлениям в дистанционном режиме. Художникам такие формы привычнее.
Еще один момент – работа с родителями. Неплохие результаты даёт проведение мастер-классов. Поддерживается их интерес к занятиям, существенная помощь в домашней работе, органичнее и эффективнее становится весь процесс обучения и воспитания будущих художников и музыкантов.
Новый формат ежемесячных заочных конкурсов даёт возможность выступить тем детям, которые успевают слабее либо испытывают страх сцены. Таких немало, но многие из них преодолели это и даже имеют дипломы. Это тоже ситуация успеха. Планируем развивать активнее данное направление работы.
Дистанционные занятия по классам педагогами проводились частично с использованием платформ Zoom, Hangus, чаще по видеосвязи, в скайпе, обратная связь через файлообменники, соцсети и электронную почту.
- А какие проблемы вас волнуют в данное время?
- Не хватает музыкальных инструментов. И не каждый ребенок-музыкант занимается дома. С такими практикуем теоретические занятия и прослушивание с разбором классической музыки в большем объеме, чем предусмотрено программой, видео и филармонические уроки, посещение виртуальных концертов и представлений.
Бывают и сложности с расписанием занятий в дистанционном формате. Приходится работать в вечернее время порой допоздна и в выходные. Дети и без того перегружены общеобразовательными предметами, поэтому некоторые родители отказались от занятий по специальности. Проблем хватает. Стараемся их решить в рабочем порядке.
- Что ещё можете сказать по итогам 2020 года?
- Набор в 1 класс и в группы раннего эстетического развития получился ниже, чем в прежние годы (24 чел.), что связано со сложностями эпидемиологической обстановки. Поступили на дальнейшее обучение трое по профилю своей профессии, их ждём назад как специалистов. Не снизилась цифра «сохранение контингента» (189 мест по заявлениям). И выпуска тоже (17 чел.+3 РЭР). Отрабатываются новые формы и форматы ведения учебных и конкурсных мероприятий, дистанционные и заочные. В вопросе строительства нового здания ДШИ нам большую поддержку оказывает депутат Государственной Думы Максим Иванов. Аттестованы пятеро преподавателей. Год прошёл трудно, но есть результаты, которые радуют. Новые формы и новые проекты. В целом изменения повлияли на количество, но не на качество, что указывает на грамотную работу коллектива и учащихся школы искусств.
Сегодня мы неимоверно рады, что наши дети опять с нами в стенах школы. Ведь общаясь воочию можно дать намного больше знаний, передать чувства и эмоции. В данной момент мы танцуем, музыканты оттачивают технику исполнения, художники готовятся к выставке на тему произведений Агнии Барто. Школа ожила, наполнилась детскими голосами, а мы, преподаватели, продолжаем раскрывать способности каждого ребенка, делая все, чтобы он учился с удовольствием. Наша наипервейшая задача – вырастить своих учеников культурными, образованными людьми.
Елена Ядрышникова.
|